И не только финал, но и некоторые характеристики персонажей. Замена Германна на Германа автором вопроса уже указана, причем, по утверждению критиков, Модест Чайковский в этом случае оказался прав, указав, что Герман - это имя героя в русском упрощенном варианте от немецкого имени Hermann. У Пушкина нет пояснений, имя это или фамилия, остается только предполагать на основе косвенных отсылок. Чайковские серьезно изменили и любовный сюжет пушкинского произведения: в пьесе Герман пылает к Лизе сильнейшей страстью, которая вкупе со страстью к игре и необходимостью обеспечить свое положение приводит его не просто к сумасшествию, но и к гибели. Изменена и психологическая мотивация Лизы: у Пушкина она всего лишь бедная родственница Графини, тихая забитая воспитанница. У Чайковских же Лиза - богатая наследница Графини, страстная и пылкая натура, влюбленная в Германа с неистовой страстью и ради него отказавшаяся от помолвки с князем Елецким. Ради такой Лизы Модест Чайковский добавил в либретто целую шестую картину, посвященную судьбе девушки. Безумие Германа не могло закончиться для нее бесследно при наличии таких пылких чувств, поэтому Лиза тоже умирает волей авторов пьесы. Таким образом, П.И.Чайковский изменил пушкинскую основу, потому что испытывал к героям пьесы неподдельные человеческие чувства, в отличие от холодной отстраненности Пушкина. Что и подтвердил позже в переписке
Можно, потому что романсы сосредотачивают и концентрируют в себе темы и яркие образы характерные для композиторов. Потому что в своих произведениях композитор запечатлел дух времени и эпохи. Б. Афанасьев сказал о творчестве Глинки так - "Любуюсь красотой этой пластики: впечатление, будто голос, как рука скульптора, лепит звукоосязаемые формы..."
М.И.Глинка (1804-1857)
Его творчество явилось для России чем-то новым,а именно новым классическим этапом создания музыки. Он умел сочетать европейскую музыку и национальную музыку (российскую).
Если взять жанр 'Опера' ,то и тут Глинка добавил красок (новые жанры оперы),например :
- героико-историческая опера ( " Жизнь за Царя" или " Иван Сусанин"
А также и 'эпическая опера' - "Руслан и Людмила" по мотивам А.С.Пушкина
Если это композитор Михаил Глинка, то первая ассоциация - сравнение со шмелем. Потому что в опере "Сказка о царе Салтане", по Пушкину, есть как раз эпизод со шмелем. Проблема была только в том, что оперу написал не Глинка, а Римский-Корсаков. Другая загвоздка - Риский-Корсаков написал эту оперу в самом конце XIX века, когда Пушкина давно не было в живых. Пришлось смотреть стихотворение (скорее, это эпиграммы). И оказывается, что Глинку Пушкин сравнивает с божьей коровкой. Интересно, почему. Ясно, что к Глинке Пушкин относился с симпатией. А вот другим досталось: Пушкин их сравнивает со злым пауком, с черной мурашкой и мелкой букашкой. Но если бы в вопросе не было указания на "Собрание насекомых", было бы намного труднее найти ответ! И я не уверен, что нашел бы.
Михаил Иванович Глинка написал оперу "Руслан и Людмила", писал он ее в течении пяти лет, в пяти действиях. Первое действие - пир в честь Людмилы, второе действие герои поэмы отправляются на поиски Людмилы, в третьем действии волшебница Наина всячески старается помочь Фарлафу избавится от соперников. В четвертом, действие происходит во дворце Черномора. И в заключительном пятом - путь в Киев и пробуждение Людмилы.
К сожалению, опера не была встречена с восторгом, публика еще не была готова к музыкальным новаторствам Глинки, который отошел от традиционной итальянской школы.