Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы", то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни. Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он "быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Исключительность, сила духа, неистовость чувств Мцыри заставляют его смело идти навстречу своей мечте через трудности и соблазны. Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом. Эти трудности и опасности символизируют те жизненные препятствия, которые встают на пути каждого человека, испытывая его физические и духовные силы. "Могучий дух" Мцыри помогает ему преодолеть физическую слабость. Особенно ярко раскрывается это в битве с барсом, которая стала его самым жестоким испытанием. Хрупкий и слабый, он становится богатырем. Им владеет не страх, а жажда победы, которая и помогает ему одолеть опасного противника, ощутить сладость битвы и восторг победы. Жизнь, окружающая Мцыри, постоянно ставит его перед выбором, предлагая возможные пути. Встреча с грузинкой сулит ему радости любви; , спокойное и безмятежное человеческое счастье. Но у героя другая цель, более высокая и прекрасная. Ради ее достижения он находит в себе силы преодолеть "сладкую тоску". Каким же страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме. Здесь им впервые овладевает отчаяние, так как он осознал безнадежность своего положения, когда "на родину следа не проложить уж никогда". И страшно было мне, понять Не мог я долго, что опять Вернулся я к тюрьме моей; Что бесполезно столько дней Я тайный замысел ласкал, Терпел, томился и страдал.
Вершок - старая мера длины, равна 4.4 сантиметра
Ества-еда
Кузов - плетеная корзинка
Жалейка - дудочка
<span>Лытка - часть ноги ниже колена</span><span />
Давна відомо, що вогонь – це життєдайна сила, незамінна для людей. Так, адже вогонь дає людям життя : у холод він зігріває нас своїм теплом, у темряві освітлює нам шлях, допомагає у побуті. За допомогою вогню ми готуємо їжу. Чи можна уявити життя без вогню? Звісно ж, що ні. Як же виник вогонь і як люди навчились його добувати? Як на мене, ця стихія – дар, посланий нам богами. У давній міфології існують легенди про могутнього титана – Прометея. Згідно з цими легендами, саме Прометей викрав у великого бога Зевса таємницю полум’я і передав її людям. Його вчинок був мужнім і доленосним. Це неоціненний вклад в життя людства, адже жити з вогнем стало значно легше й зручніше. Людська вдячність Прометею не мала меж, але Зевсу не сподобався такий поступок - і титан був покараний. Слуги олімпійського бога, Влада і Сила, прикували героя до скелі на краю світу. Заради своєї любові до людей Прометей відважився протистояти самодержцю Зевсу в нерівній битві, свідомо піддаючи себе тяжким випробуванням. Кожен день до скелі прилітав орел і клював печінку титана. Проте за ніч вона виростала знову, тому стражданням героя не було краю.
<span>Я впевнена, що слава героїчного вчинку Прометея ніколи не зітреться з пам’яті людей. Це є вічний образ у літературі. Дуже багато написано творів, в яких за основу взято міф про подвиг хороброго Прометея. Мужність героя, незламна сила його духу, відданість людству і жага справедливості завжди приваблюють митців чистотою й неперевершеністю образу.</span>