<span>Главная мысль сказки "Два Ивана — солдатских сына" заключена в том, что не принесут в жизни счастье ни деньги — они так и не были потрачены братьями, ни знатное сословие — купеческие дети были знатны, да таких высот в жизни не достигли, ни даже сила богатырская — чего бы она стоила, если бы не подарил им волшебник за их ласковое слово коней и оружие... А вот братская дружба, уважение к людям да доброе, отзывчивое сердце — верные спутники на пути к радости земной. </span>
Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.
У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков» . Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.
Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:
* «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.
Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества» .
Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны» . Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах» , казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Обломов
Штольц
Внешность героев
Обломов - полный мужчина:
«…он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу…»
Штольц - худой мужчина:
«…Он худощав, щек у него почти вовсе нет…»
«…ты вон не толст…»
У обломова темно-серые глаза:
«…приятной наружности, с темно серыми глазами…»
У Штольца зеленые глаза:
«…глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные…»
У Обломова лицо "неопределенного" цвета:
«…Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…»
У Штольца смуглое лицо:
«…цвет лица ровный, смугловатый...»
Обломов жалуется на слабое здоровье:
«…здоровье-то плохо у меня…»
У Штольца крепкое здоровье:
«…не одолевают ячмени, не чешется затылок…»
«…он сохранил силу души, крепость тела…»
Характер и личность
Обломов - потомственный дворянин, помещик:
«…русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова…»
Штольц - личный дворянин, непомещик. По национальности наполовину немец, наполовину русский:
«…на немецкого мальчика…»
Чин Обломова - коллежский секретарь:
«…коллежский секретарь чином…»
Чин Штолька - надворный советник:
«…в службе за надворного перевалился…» (чин Штольца выше, чем у Обломов, см. Табель о рангах)
Получил «обломовское», нежное воспитание:
«…учиться слегка, не до изнурения души и тела [… ]а так, чтоб […] добыть как-нибудь аттестат…»
«…нежные родители…»
Получил трудовое, суровое воспитание:
«…Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание…»
«…Точно котенка выбросил на улицу: не обнял, не взвыл!..» (отец Штольца)
Избалованный:
«…О, баловень, сибарит!..»
«…Вот избаловался то человек: с квартиры тяжело съехать!..»
Неизбалованный:
«…Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног…»
Не знал трудностей:
«…Ведь ни бурь, ни потрясений не было у меня; не терял я ничего…»
Пережил трудные времена:
«…в те тяжелые дни, когда боролся с жизнью, выпутывался из ее изворотов и крепчал…»
Ленивый:
«…Он ужасно ленив, – заметила тетка…»
Трудолюбивый:
«…Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей…»
Много думает и мало делает:
«…как же это вдруг… постой… дай подумать…»
Думает в меру и много делает:
«…Нечего думать да затылок чесать…»
Апатичный, вялый:
«…на обломовскую апатию…»
«…над вялым и дряблым существованием Обломова…»
Бодрый:
«…без скуки и без апатии проводили они дни…»
«…Он был бодр телом, потому что был бодр умом…»
Мягкий:
«…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость…»
Твердый:
«…Под успокоительным и твердым словом мужа…»
Робкий:
«…воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя…»
«…его робкой и ленивой душе…»
Уверенный в себе:
«…Перед ней стоял прежний, уверенный в себе […] друг…»
Несамолюбивый:
«…А ведь самолюбие – соль жизни! Куда оно ушло?..»
Самолюбивый:
«…у тебя есть дарования, самолюбие…»
Бессильный, слабый:
«…любящего, доброго и бессильного мужа…»
Сильная личность:
«…от него веяло какою то свежестью и силой…»
«…зато он сохранил силу души…»
Трусливый:
«…ведь Илья Ильич трусоват…»
Отважный:
«…шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»
Не любит знакомиться с новыми людьми:
«…поедем? […] К незнакомым? Что выдумал!..»
Знакомится с новыми людьми:
«…шел в круг людей, знакомиться, сталкиваться с новыми или замечательными лицами…»
Жизнь-болото, жизнь-сон:
«…Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота…»
«…если внести в сонную жизнь Обломова…»
Жизнь-огонь:
«…Пусть она будет постоянным горением!..»
Не любит жизнь:
«…нет покоя! Лег бы и заснул… навсегда…»
Любит жизнь, хочет жить долго:
«…Ах, если б прожить лет двести, триста!..»
Утомленный:
«…клонятся к покою и утомленные силы Обломова…»
Неутомимый:
«…до сих пор неутомимая деятельность…»
Не управляет ничем:
«…А я?.. И с Захаром не управлюсь… и с собой тоже…»
Управляет собой, жизнью и т.д:
«…Штольц – ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой…»
Мечтатель:
«…Он не заметил, в избытке радости и мечтанья…»
Не любит мечтать:
«…Он боялся всякой мечты…»
«…Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе…»
Живет без цели:
«…Какая у меня цель? Нет ее…»
Целеустремленный:
«…Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…»
Не любит путешествовать:
"...Он в жизни совершил только одно путешествие […] он совершил единственную поездку из своей деревни до Москвы…»
Много путешествует:
«…Штольца почти никогда не было в Петербурге…» (то есть дома)
Не читает книги и газеты:
«…я сказал, что не читаю газет…»
«…о каком нибудь романе: я их не читаю…»
Читает книги:
«…он ездит и в свет и читает: когда он успевает – Бог весть…»
"... книгу, которую Штольц навязывал ему прочесть..."
Домосед:
«…Когда он был дома – а он был почти всегда дома…»
Не сидит на одном месте:
«…Да нет, ты не усидишь на одном месте…»