История предпринимательства начинается с античности. С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем – арендатор, человек, ведущий общественное строительство.
В средних веках купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей.
В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».
С зарождением капитализма действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.
<span>
С середины XVI в. </span>появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. 1-е акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой 1-й была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г.— голландская Ост-Индская компания, в 1670 г.— компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
В конце XVII в. возникают 1-е акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии.
В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.
<span>В концу XVIII — н. XIX вв. </span>акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам все труднее выживать, зато широкое развитие получают средние и крупные.
В этот период появляется новая профессия — менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, юристы, технологи. Над всеми ними стоит менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.
В это время были великие географические открытия,которые принесли много различных Новшест.Возможно территории и их ресурсы позволяли им рости.
<span>Русская православная церковь не имела инквизиции. Но отсутствие подобного
карательного органа отнюдь не означает, что она не боролась с ересями, с передовыми
мыслителями, пытавшимися постичь мир таким, каков он есть. Любая церковь всегда
использует данную ей власть, чтобы подавлять «нежелательные суждения», решительно
пресекать отступления от канонизированных догм, расправляться со свободомыслящими.</span><span>В этом православная церковь не уступала другим церквам.
Как и католические священнослужители, православное духовенство преследовало
еретиков. Древние летописи донесли до нас свидетельства о событиях, происшедших
на Русской земле во второй половине XIV столетия. В Новгороде и Пскове появились
люди, которые вели богохульные речи, обвиняли церковь во всех смертных грехах. О
духовенстве говорили, что оно продается за деньги, а не служит богу. О монахах —
что они не заботятся о спасении души, а ведут разгульную, сытую жизнь за стенами
монастырей. Конечно, «смутьянов», которых называли стригольниками, церковь обвинила
в ереси. Их ловили, заковывали в цепи, подвергали пыткам.
Однако антицерковное движение ширилось. Простые люди чувствовали правду в словах
проповедников стригольничества.
В 1375 году руководители стригольнического движения Карп и Никита были пойманы и
казнены на одной из новгородских площадей. А затем расправились с последователями,
которые вели еретические речи, осмеливались грозить православному духовенству карами
божьими.
Столетие спустя в России возникло новое антицерковное движение, получившее
название Новгородско- московской ереси. Оно распространилось очень широко,
захватило и крестьян, доведенных до отчаяния гнетом светских и церковных властей, и
ремесленников, и купцов, которых церковь донимала поборами.
Церковники обвинили последователей этого движения в ереси, в святотатстве. Ведь они
заявляли, что православное духовенство занимается стяжательством, помогая власть
имущим эксплуатировать и обирать трудовой люд. Более того, еретики подвергли
сомнению даже истинность вероучения, которое проповедовала православная церковь.
Они отрицали христианский догмат о троице. Иисуса Христа считалй не богем, а простым
человеком. С точки зрения церкви, это была самая откровенная ересь.
Православному духовенству удалось удавить еретическое движение. Трижды на
поместных собора церковные иерархи обсуждали вопрос, как положить конец
распространению богопротивного учения’. Еретиков предали с церковных амвонов
анафеме — йрокляшю, всем, кто поддерживал их, духовейство грозило наказаниями. Но
тем не менее ересь продолжала существовать долгие годы.
Лишь после того как схватили руководителей движения, церковь сумела расправиться
с Новгородско московской ересью. Зимой 1504 года начались казни сотен ее
последователей. Летопись рассказывает о событиях тех дней: «Тоя же зимы князь великий
Иван Васильевич… со отцем своим с Симоном митрополитом и с епископы и со всем
собором обыскаша еретиков и повелеша лихих смертною казнью казнить; и сожгоша
в клетке диака Волка Курицина, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, декабря
27, а Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новгороде в Великом сожгоша его
и его брата и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение заслаша, а иных по
монастырям».
Костры… Они пылали не только в Испании и Германии, во Франции и Италии,
где бесчинствовала католическая инквизиция. Они пылали и на русской земле, где
православное духовенство с их помощью защищало от ересей христианскую веру.
Но куда опасней еретиков для церкви, как и для светских властей, были вооруженные
выступления народа. Именно потому она активно помогала власть имущим бороться с
беднотой, поднимавшейся против мира угнетения, стремящейся завоевать свое земное
счастье.
ТАМ ЕСТЬ</span>