Дним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ Левша, или Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель скрывает множество вопросов, множество проблем русской жизни, которые часто носят довольно трагический характер.
Пожалуй, самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в Левше, является проблема невостребованности русских талантов. В заключительной, двадцатой, главе автор замечает Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства . Множество людей, обладающих довольно большой властью (Платов, государь Николай Павлович и др.) , в своих.. .людях были очень уверенными и никакому иностранцу уступать не любили, но дальше слов и гордости за свой народ дело не заходило, образования не было, а если и было, то только для богатых гении умирали в бедноте, так и не использовав дарованный им свыше талант.. .В других государствах, например, в Англии, все наоборот. Мастеров было не так много, но заботились о них очень усердно и учеба, и работа, и прекрасные условия для творчества.. .
Левша - неказистый мужичок, с выдранными при ученье волосами, одетый, как нищий - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.
Проводя параллель с современной жизнью, хочу отметить, что проблема эта остается актуальной и в наше время. Наши проблемы были косвенно описаны Лесковым в современной ему форме. Время от времени все же находятся аглицкие добродетели, пытающиеся использовать наши таланты во благо своей родины, но это, безусловно, является лишь признаком бессовестного отношения властных структур к своим людям, за что государству должно быть очень стыдно.
Любой человек, независимо от мировоззрения и мироощущения, имеет собственную цель в жизни. У одного она мала и ничтожна, а у другого — велика и недостижима. Однако, дело вовсе не в том, какая она по своему содержанию, важно — каким образом она меняет человека не только снаружи, но и внутри. Однако некоторые люди не осознают своей цели, мечутся от одной к другой, поэтому запутываются в жизни. Чтобы этого не произошло, необходимо четко поставить себе задачу и двигаться к ней осознанно.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников — главный герой произведения — преследует одну цель, составляющую смысл его жизни. Его теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» заставила его пойти на крайние меры: убить старуху-процентщицу. Однако, говоря об убийстве, не стоит сбрасывать со счетов то, что результат его действий был направлен на благородные позывы — отдать деньги старухи нуждающимся. Однако ошибка Родиона заключалась в том, что он не осознавал, какими мерзкими путями достигается его цель, он ошибся в ее выборе. Конечно, неожиданность потрясения, вызванная его нравственным чувством, «перевернула» его представления о составляющих жизни. Он «заболел» ощущением вины за содеянный поступок, был приговорён к каторге, но в конечном итоге смог обрести не только душевное равновесие, но и путь к достижению понимания Бога.
Если обратиться к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и Мир», то мы увидим на примере главного героя, Пьера Безухова, что, несмотря на превратность судьбы, он смог приблизить воображение к реальности: обрести любовь и миропонимание. И на протяжении всей жизни его преследовала лишь мысль о достижении собственной цели, которая заключалась в исполнении морального долга по отношению к людям. Пройдя все испытания судьбы (резкое обретение наследства, развод с любимой женой, масонство, война и каторга), он понял, что рожден для того, чтобы жить во имя нравственного совершенствования окружающего мира.
Таким образом, цель в жизни человека должна быть полностью осознанной, продуманной и подходящей для него. Иначе эффект ее присутствия никак не отразится на личности, а то и навредит ей, как в случае с Раскольниковым. Наличие же четко поставленной задачи, как мы видим на примере Безухова, способно направлять нас и, в конце концов, привести к исполнению мечты. Вот поэтому людям так важно иметь цель
Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Несмотря на смертный грех и отказ от исповеди, Маргарита оказывается прощенной небесами. Её отчаяние в последних словах, желание быть выслушанной и заслужить прощение не перед людьми, а перед ребёнком, благословляют её. Она ярко демонстрирует, что признает свою вину, несет ответственность и потому отказывается от исповеди - она готова провести вечность в аду в наказание. И это возвышает её, даруя душевное очищение через испытываемые страдания.