Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 — последняя симфония Людвига ван Бетховена (1824). Она включает в себя часть Ode an die Freude («Оды к радости»), поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистами и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами.
Музыка может выразить характер человека средствами музыкальной выразительности. Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию.
В живописном портрете всё наоборот. Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
<u>Музыка</u>
Кнопки на баяне
Или струны скрипки...
Клавиши рояля
Трону я с улыбкой.
И услышу звуки
Грусти иль веселья.
Музыка со мною!
Не один теперь я.
Словно в небе птица,
Ты молчать не можешь.
Коль беда случится -
Ты всегда поможешь.
Для того чтобы быть по-настоящему убедительной и плодотворной, критика должна соединять высокую принципиальность и глубину науч. анализа с боевой публицистич. страстностью и требовательностью эстетич. оценок. Эти качества были присущи лучшим образцам рус. дореволюц. К. м., сыгравшей важную роль в борьбе за признание отечеств. муз. иск-ва, за утверждение прогрессивных принципов реализма и народности. Вслед за передовой рус. лит. критикой (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) она стремилась исходить в своих оценках из насущных требований действительности. Высшим эстетич. критерием для неё служили жизненность, правдивость иск-ва, его соответствие интересам широких кругов общества.