семнадцать нидерландских провинций в 16 веке включали современную бельгию часть франции люксенбург и голандию. это была самая густонаселенная часть в европе. на небольшой территории находилось 300 городов и 6.500 деревень. в 1525 году карл 5 учередил суд инквизиции, по приговору которого было казнено около 100 тыс. человек. в 1566 г. на севере страны вспыхнуло народное движение. протестанты стали захватывать и уничтожать католические церкви и иконы. за несколько месяцев было уничтоженно 5,5 тысю церквей
Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.
Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.
С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.
В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.
Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.
Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.
В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек.
Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).
<span>"Годы
Великого бедствия” ("Актабан шубырынды”), принесла страдания, голод,
разрушения материальных ценностей, нанесла невосполнимый урон развитию
производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казахские
роды дорого заплатили за беспечность своих султанов и ханов: под напором
джунгарских войск они вынуждены были покинуть веками насиженные места, что
повлекло за собою откочевки части казахов Среднего жуза к пределам
среднеазиатских ханств. "Годы Великого бедствия" (1723—1727 гг.) по
своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала
XIII века. Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию
в Центральной Азии. Приближение тысячи семей к пределам Средней Азии и
владениям волжских калмыков обострили взаимоотношения в регионе. Казаки,
каракалпаки, узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили и без того их
критическое положение. В эти годы особенно пострадало Жетысу.
В этот решающий момент дело спасения страны взял на себя народ, выдвинув из
своей среды крупных предводителей народного ополчения: Кабанбая из рода кара-
керей, Жанибека из рода шакшак, Наурызбая из рода шапырашты, Богенбая из рода
канжыгалы, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдохновители
освободительной борьбы бии Каздауысты Ка- зыбек, Айтеке, Толе в этот сложный
период сыграли выдающуюся роль в установлении согласия между казахскими
родами.
</span>
Cравнить Египет и Междуречье по особенностям: состав народов и государств, традиции культуры(религии, искусства, науки), особенности государственной власти, правила отношений между слоями общества, основы хозяйства.Урок: Цивилизация в Междуречье.Цели урока по линиям развития личности.1-2 Линии: Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя факты истории жителей Междуречья, уметь делать выводы об особенностях развития данной цивилизации.Выявляя
отличия Древнего Междуречья от Древнего Египта, уметь формулировать
понятие цивилизации как общности людей, отличающихся от других рядом
особенностей.3 Линия: Историческое мышление.Характеризуя
отрасли хозяйства жителей Междуречья, уметь объяснять, почему именно
орошаемое земледелие и ремесло хорошо было развито на данной территории.Обязательный минимум содержания: Переход
на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое
земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская
власть, клинопись). Второе значение понятия цивилизация (культурная
общность).План урока.I. Проблема урока: Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?II. Поиск решения проблемы.1) Особенности цивилизации Междуречье как общности людей:а) состав народов и государств
Примерный вывод по проблеме: На территории Междуречья в отличии от
Египта где проживал один народ существовало несколько народностей
(шумеры и семитские племена) и много городов-государств. б) традиции культуры
Примерный вывод по проблеме: У шумеров и египтян разная
письменность и иное представление о загробном мире, особые достижения в
области науки и искусства. Это указывает на то, что цивилизация
Междуречья отличается от цивилизации Древнего Египта.в) особенности государственной власти
Примерный вывод по проблеме: В отличие от Египта, где фараон
считался царь и бог, в Междуречье царь был правитель и жрец, наместник
богов. Это позволяет сделать вывод о том, что Египет и Междуречье,
разные цивилизации.г) правила отношений между слоями общества и основы хозяйства
Примерный вывод по проблеме: В Междуречье, как и в Египте, общество
делилось на простых земледельцев и знатных. Хорошо было развито
орошаемое земледелие, ремесло и торговля, которая в отличие от Египта
была более активной и связана с обменом товаров на строительный лес и
медь.