Гамма представляет собой восходящие или нисходящие звуки лада от тоники до тоники
В c-moll при ключе сиbмиbляb, в d-moll - сиb. Таким образом:
1) c-moll: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до
2) d-moll: ре-ми-фа-соль-ля-сиb-до-ре
Один из главных образов - образ нашей Родины - России. Наша страна Россия - богата талантами. Образ родины показывали в своих произведениях многие поэты, писатели, художники и конечно же, - композиторы.Произведения наших русских композиторов - П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, А. Скрябина, М. П. Мусоргского и многих других известны не только в нашей стране, но и с успехом исполняются за рубежом. Рассмотрим пример произведения на музыку одного из лучших русских композиторов-М. П. Мусоргского, фрагмент из оперы «Хованщина» -«Рассвет на Москве-реке». Это одно из лучших произведений композитора, в основе которого лежат исторические сюжеты- стрелецкие бунты, всплеск народной мощи, движения стихийной силы. Вступление к опере рисует утро следующего дня после расправы со сторонниками новых реформ. По звучанию музыка очень красивая, мелодичная, протяжная, певучая….Вступление удивительно « живописно». Мастерство оркестрового письма позволило М. Мусоргскому в богатейшей палитре красок и оттенков дать картину постепенного осветления колорита и все большего расширения пространства. Вот прокукарекал петух; вот зазвонили колокола в церкви; наступает утро- народ просыпается. В музыке чувствуется постепенное оживление ритмического движения, устанавливается его равномерная пульсация. Это слово о жизни на земле - под горячими лучами солнца, в красоте песни, в торжественности колокольного звона, возвещающего о разных - радостных и горестных свершениях в жизни людей.
1. Родственные тональности:
1) К F-dur:
-d-moll
-B-dur
-g-moll
-C-dur
-a-moll
-b-moll
2) К e-moll:
-G-dur
-a-moll
-C-dur
-h-moll
-D-dur
-A-dur
2. Аккорды.
1) <u>В G-dur:</u>
T64: ре-соль-си
D43: ля-до-ре-фа#⇒T53: соль-си-ре-соль
S64: соль-до-ми
умVII7: фа#-ля-до-ми♭⇒T53: соль-си-си-ре
2) <u>В D-dur:</u>
T64: ля-ре-фа#
D43: ми-соль-ля-до#⇒ре-фа#-ля-ре
S64: ре-соль-си
умVII7: до#-ми-соль-си♭⇒T53: ре-фа#-фа#-ля