1702 г. открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. До того существовал лишь придворный театр. Наряду с иностранными актерами здесь скоро стали выступать и русские артисты. Позднее пьесы разыгрывались студентами Медицинского училища и Духовной академии; спектакли ставились также при дворе сестры Петра, царевны Натальи Алексеевны. Театр служил делу пропаганды преобразований. В пьесах делались намеки на происходившие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, осмеивались враги просвещения.
Новые веяния проникают в художественную литературу и в изобразительные искусства. В повестях первой четверти XVIII в. выводятся новые герои — энергичные и предприимчивые люди «острого ума» и «достойного разума». В этом отношении показательной является «История о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Герой повести, по происхождению мелкопоместный дворянин, в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского императора, «Флоренского короля» и богатого купца. В то же время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.
В отличие от архитектуры XVII в., носившей преимущественно церковный характер, в первой четверти XVIII в. ведущее место заняло гражданское строительство. В это время были сооружены здания для крупных промышленных предприятий — Хамовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве, Оружейный завод в Туле, заводы-крепости на Урале, а также здания общественного пользования: Главная аптека, «Комедийная хоромина» (здание театра) в Москве, монументальные здания кунсткамеры, Адмиралтейства и Двенадцати коллегий в Петербурга и др. Впервые вистории русской архитектуры застройка новой столицы — Петербурга производилась по заранее разработанному плану, предусматривавшему сооружение зданий вдоль широких прямых улиц.
Перелом в изобразительном искусстве выражался в замене библейских и евангельских сюжетов тематикой из реальной жизни. Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I работы И. М. Никитина отличаются глубокой психологической характеристикой, художник выразил непреклонную волю и целеустремленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина («Полтавское сражение», «Куликовская битва») с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. Большую художественную ценность имели скульптурные портреты Петра I и Меншикова, выполненные Растрелли-отцом. Широкое применение получило искусство гравюры, запечатлевшее наиболее важные события современной жизни.
Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол и Великая схизма — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Керулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году взаимные анафемы были сняты.Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разгрома Рима войсками Алариха в 410 году н. э.) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.<span>После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) сношения между церквами были редки и случайны.</span>
<span>тайная революционная организация"Земля и воля" была создана в 1861 году.....<span>и просуществовало до 1864 года</span></span>
Полю́дье — способ сбора дани свосточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации сбора дани.