Политические,экономические.Проблемы здравоохранения и обр-ия,обороноспособности,градостроительства и жизнеобеспечения!!!
В принципе, все это можно объединить под словом "культура и быт". Конечно, нельзя так общо сказать, что было и как жилось при Иване 4, т.к. всем слоям населения жилось по-разному. Теперь попродобнее.
Правление Ивана 4 - время очень переменчивое, неустойчивое, можно сказать реакционное. Никто (из всех слоев населения) не был уверен в своем завтрашнем дне (и будет ли он вообще), да и сам царь постоянно опасался этого. Личность Ивана 4 очень противоречива: он мог быть и деспотом, и царем-батюшкой, защитником сирых, и даже прекрасным актером и публицистом. Поэтому и время тогда было изменчивое. И чем выше было звание, тем неожиданнее были перемены. Бояре могли быть казнены в любой день за любую, даже не существующую (хотя у бояр они есть всегда) провинность, за любой донос. Положение крестьян ухудшалось, начиналось их закрепощение.
То есть, жизнь при Иване 4 всегда была резкой и быстрой.
Теперь о культуре и быте.
Возводилось много храмов, церквей, но при этом вельможи любили пиры со скоморохами, хотя церковь называли это бесовскими играми. При Иване 4 на Руси появлялись зодчие, мастера по художественном шитью. Богатые люди жили на широкую руку: кушанья были разнообразны. Крестьяне довольствовались простой пищей.
Активно развивалась архитектура: все еще преобладало деревянное зодчество, но строились и грандиозные храмы шатрового типа.
Литература того времени изменилась не сильно: продолжали сочиняться былины, повести, сказания. Из крупных произведений можно выделить переписку Курбского с Иваном 4. Это было действительно ценным произведением литературы.
В древнем Египте божеством земли являлся Геб(Гор) - божественный правитель Египта. древние изображали его в виде человека, носящего на голове утку.
Несмотря на посмертную репутацию весьма легкомысленной особы, Елизавета отличалась глубокой набожностью. Как последний монарх, считавший Москву родным городом и проводивший там много времени, она регулярно совершала пешие паломничества из первопрестольной в окрестные монастыри — Саввино-Сторожевский, Новоиерусалимский и особенно в Троице-Сергиев, который в её правление получил статус лавры и украсился новыми постройками, включая самую высокую в России колокольню. В шествиях по Троицкой дороге императрицу сопровождали весь двор и фавориты:
Она охотно уезжала с бала к заутрене, бросала охоту для богомолья; но во время этих богомолий говенье не мешало ей предаваться мирским и весьма суетным развлечениям. Она умела превращать эти благочестивые путешествия в увеселительные поездки. Совершая путешествие пешком, она употребляла недели, а иногда и месяцы на то, чтобы пройти шестьдесят верст, отделяющие знаменитую обитель от Москвы. Случалось, что, утомившись, она не могла дойти пешком за три, четыре версты до остановки, где приказывала строить дома и где отдыхала по несколько дней. Она доезжала тогда до дома в экипаже, но на следующий день карета отвозила её к тому месту, где она прервала свое пешее хождение. В 1748 году богомолье заняло почти все лето.
— Валишевский К. Дщерь Петра Великого[6].
В 1744 году Елизавета отклонилась от традиционного своего маршрута и поехала на богомолье в Киевский Печерский монастырь, где провела две недели. Для последующих приездов в Малороссию она велела начать строительство царского дворца, ныне именуемого Мариинским, и собственноручно заложила первый камень в основание Андреевской церкви[15]. Позднее при лавре был возведён также и Кловский дворец. Несмотря на все эти приготовления, больше в Малороссии императрица не бывала. Она мечтала удалиться на покой в основанный по её указанию Смольный монастырь, строительство которого велось придворным архитектором Растрелли близ берега Невы на месте небольшого дворца, где она провела своё детство.
Паломничество Елизаветы в Новый Иерусалим
В религиозных вопросах Елизавета полагалась на советы своего духовника Фёдора Дубянского, который имел большой вес при дворе. При ней возросло значение Синода, жестоко преследовались старообрядцы. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства, монастырей, распространении духовного образования в народе. В правление Елизаветы была завершена работа над новым славянским переводом Библии, начатая ещё при Петре I в 1712 году. «Елизаветинская Библия», вышедшая в 1751 году, по настоящее время с незначительными изменениями используется в богослужении Русской православной церкви.
Стараясь укрепить положение православия в своём государстве, Елизавета уделяла значительное влияние вопросам вероисповедания. На заре её правления (2 декабря 1742 года) был принят указ о высылке всех граждан иудейского вероисповедания с разрешением остаться лишь тем, кто захочет принять православие[16]. Примерно в то же время (19 ноября 1742 года) Елизавета издала указ о разрушении всех «новопостроенных за запретительными указами» мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых, при этом построенные без нарушения законов мечети не разрушались. Епископ Лука (Конашевич) приступил к лихорадочному исполнению предписания — в течение двух лет из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418[17].
Вместе с тем в 1741 году вышел указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение[18]. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи и освобождались от уплаты налогов.
1)Борьба за выход к Балтийскому морю.
2)Борьба с казанским ханством
3)Борьба с астраханским ханством
4)защита от набегов крымского ханства