Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»
I. Беседа по вопросам
— Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.
— Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.
— Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше.
Отношение автора к детям помогает понять сравнения и эпитеты, с помощью которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.
— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.
— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
— О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?
— Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.
— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
— Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад... ”
— Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?
<span>Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.</span>
Каким был мой путь в профессию? Могу сказать с уверенностью - он не был светлым и безоблачным. Да и, скорее всего, это был даже не путь, а нехоженая тропа, которую пробивала я сама.
В моей семье есть педагог. Да и сама я мечтала быть педагогом, правда учителем...я отучилась..и стала я им! Но, когда мне предложили попробовать роль воспитателя - попробовала, и - осталась!
Было трудно. Я не умела ничего. Я не знала детских игр и не представляла, чем можно заинтересовать детей. Но мои дети были великодушны. Они смотрели на меня и ждали - ждали радости, веселых игр, и любви.
Как я могла не оправдать их доверия? И я стала учиться. Впервые обратила внимание на творчество: взяла бумагу, клей и ножницы- увидела блеск в глазах моих воспитанников. Вот та тропа к их душам, сердцам и умам! Я ее нашла! Мы стали творить, постепенно расширяя наши возможности. Вот уже и пластелин пригодилась, и нитки оказались нужными. Мы учились вместе: вместе осваивали разные техники работы с бумагой, вместе учились вязать узлы. И, оказалось, что это интересно и мне и моим воспитанникам.
Но на одном творчестве программу не освоишь! Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было все: сломать лед на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер. Теперь я знала, чем и как заинтересовать моих детей, знала как нужно работать! Нужно просто вместе с ними проживать эти чудесные годы детства: наблюдать, удивляться и экспериментировать. А еще играть! Игра - совершенный метод воспитания. То, чего нельзя добиться с помощью нравоучений и нотаций, можно добиться в игре. Трусость исправим играя роль капитана, грубому и агрессивному доверим роль врача, неуверенного в себе - попросим помочь товарищу.
Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает нас, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни.
Сказать, что я стала профессионалом, я не могу. И я понимаю, работая с детьми, мне придется учиться всю жизнь. Но главное - мне это интересно, и я это люблю.
Повезло ли мне с выбором профессии? Самое главное, повезло ли детям и их родителям, что я выбрала профессию воспитателя?
Тем не менее я уверена: все, что я делаю - нужно моим воспитанникам. Я вижу результаты своего труда, радуюсь успехам малышей и сопереживаю их неудачам. Это и есть моя жизнь.
Счастлива ли я? Да Я все больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь. Возможно, мне не суждено совершить подвиг или сделать великое открытие. Мне это не важно. Важно то, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Я искренне считаю, что работать в этой профессии может только человек, который получает удовольствие от своей работы. Потому, что только счастливый воспитатель может подарить своим детям несколько лет счастья. Поэтому я стараюсь быть тем воспитателем, которого ждут дети: счастливым, знающим и любящим.
Перепиши о Ромео и Джульетте
1) что характерно из жизни станционных смотрителей рассказал автор?
2) какими чувствами окрашен этот рассказ?
3) как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?
4) кому из героев рассказчик симпатизирует?
5) Каким настроением пронизана вся повесть?
6) какие чувства и размышления она у вас вызвала?