На протяжении XVIII и XIX вв. продолжался процесс формирования социального состава российского общества. Существовали как традиционные социальные слои – крестьяне, дворяне, купцы, ремесленники, духовенство, чиновники, так и новые – рабочие, предприниматели-капиталисты.
1. Крымская (Восточная) война <span>между Россией и коалицией стран в составе Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства продолжалась с 1853 по 1856 год и была вызвана столкновением их интересов в бассейне Черного моря, на Кавказе и Балканах.</span>
l2. Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и в политическом развитии. Николай начал осознавать то, что неплохо было бы продолжать расширять территориальные границы Российской империи. Как настоящий военный Николай I не мог довольствоваться только тем, что имелось. Это и стало основной причиной Крымской войны 1853-1856 гг.
Зоркий глаз императора был устремлен на Восток, помимо этого в его планы входило усилить влияние на Балканах, причиной тому было проживание там православных людей. Однако ослабление Турции не очень устраивало такие государства как Францию и Англию. И они решают объявить России войну в 1854 году. А до этого, в 1853 году – войну России объявляет Турция.
3.Основная часть боевых действий проводилась на полуострове Крым. Но помимо этого кровопролитная война велась и на Камчатке, и на Кавказе, и даже на побережьях Балтийского и Баренцева морей. В самом начале войны была проведена осада Севастополя воздушным десантом Англии и Франции, во время этого погибли известные военачальники – Корнилов, Истомин, Нахимов. Осада длилась ровно год, после чего Севастополь был бесповоротно захвачен англо-французскими войсками. Наряду с поражениями в Крыму, на Кавказе наши войска одержали победу, уничтожив турецкую эскадру и захватив крепость Карс. Эта широкомасштабная война потребовала многочисленных материальных и человеческих ресурсов со стороны Российской империи, которые опустошились к 1856 году. Ко всему прочему Николай I побоялся воевать со всей Европой, так как Пруссия уже была на грани вступления в войну. Пришлось императору сдавать свои позиции и подписывать мирный договор. Некоторые историки утверждают, что после поражения в Крымской войне Николай покончил жизнь самоубийством, приняв яд, ведь честь и достоинство мундира стояли у него на первом месте.
4После подписания мирного соглашения в Париже Россия потеряла власть над Черным морем, покровительство над такими государствами, как Сербия, Валахия и Молдавия. России было запрещено военное строительство на Балтике. Однако благодаря отечественной дипломатии после окончания Крымской войны Россия не понесла больших территориальных потерь.
Во-первых, произошли изменения в структуре феодального землепользования. Вотчина (безусловная и наследственная собственность на землю) в XVI в. вытесняется поместьем. В отличие от вотчины это были земли, которые получали служилые люди и владели ею до тех пор, пока несли службу великому князю. Поместье нельзя было продавать и дарить, но при условии несения службы сыновьями помещика оно могло перейти по наследству.
<span>Во-вторых, с изменением структуры землепользования изменилась и структура феодального сословия. Измельчавшие вотчинники составили многочисленную прослойку поместных дворян. Значение дворянского сословия к означенному времени настолько возросло, что с его интересами должна была считаться любая боярская группировка. </span>
<span>В-третьих, с ростом помещичьего землевладения все большая часть крестьян на официальном уровне попадает в зависимое положение. Вместе с тем землевладельцы стремились и самовольно расширить границы своих угодий. Это усиливало социальную напряженность и активизировало выступления крестьян на разбои, перепахивание меж, вырубку господского леса и т. п. Растущие посадские волнения свидетельствовали о необходимости ограничения злоупотреблений бояр-кормленщиков. </span>
<span>В 1556 г. была отменена система кормлений и наместнического управления. В уездах с большей долей частного феодального землевладения власть переходила в руки губных старост, избираемых из дворянской среды данного уезда. А в местностях с черносошным населением выбирались земские старосты. </span>
<span>Прежние поборы в пользу кормленщика были заменены специальным фиксированным налогом - "кормленным откупом", шедшим в казну. Из этих доходов стала выплачиваться денежная "подмога" служилым людям для выхода на военную службу. </span>
<span>Одновременно с отменой кормлений было принято Уложение о службе, определившее точные нормы обязательной службы в царском войске всех феодалов: с каждых 170 га земли "в одном поле" должен был идти в поход один вооруженный человек. Таким образом, уравнивалось положение бояр и дворян в отношении воинском службы. Кроме того, появилось стрелецкое войско в несколько тысяч человек. Стрельцы получали денежное жалование, обмундирование и огнестрельное оружие из казны. </span>
<span>Ранние реформы несколько упорядочили систему местничества. Указом о молодых аристократах боярским отрокам до шестнадцати лет позволялось нести государеву службу "не местничаясь". Для определения круга знатных фамилий, которые имели право на местничество, был создан "Государев родословец". Но сам принцип местничества сохранялся: царь мог жаловать дворян "поместьем и деньгами, но не отчеством". </span>
<span>К 1555-1556 гг. , завершается в целом оформление приказной системы управления. А еще через век местничество было полностью упразднено.</span>
<span>Место для госпиталя святого Иоанна подыскали как нельзя лучше.
От границ города его отделял традиционный “полёт камня” – расстояние,
равное выстрелу катапульты или камнемёта. Протекавшая некогда в
окрестностях города река превращала это место в полуостровок (сегодня
река Харьяпеа не существует на карте Таллинна, была уведена в
канализацию).
Так что изоляция первой таллиннской больницы вполне отвечала
требованиям средневековой медицины. Лечение тоже было организовано
вполне в духе времени. Эпоха, видевшая в любой хвори прежде всего
небесную кару, самым надёжным средством почитала пост и молитву. Поэтому
едва ли не самым существенным зданием любой средневековой больницы была
церковь.
Сегодня от этого лепразория осталась малюсенькая церквушка, но в то время она была мощной и богатой организацией...
Средневековый Таллинн существовал в чудовищных антисанитарных условиях.
Существуют документы о чуме в годах: 1315, 1464, 1540, 1550, 1515-1520, 1549.
Не только чума тревожила средневековых горожан. В 15ом веке прошла
волной эпидемия сифилиса, который звался здесь "французкой болезнью".
Были закрыты все общественные бани, как источник заражения...
В 16ом веке сюда доходили и волны английской потливой болезни. Кто
Тюдоров смотрел? Вот-вот, та самая болезнь и здесь морила людей всего за
два дня.
И, конечно, проказа...
Первые источники сообщают о Лепразории Святого Иоанна с 1237го года, но очевидно, что лепразорий существовал там и раньше.
Лепразорий закрылся в 1570ом году.
Откуда же у больницы были деньги?
Правильно! Пожертвования!
Жертвуя на госпиталь при жизни или упоминая его в завещании,
средневековый бюргер преследовал двоякую цель. С одной стороны –
старался обеспечить загробное блаженство. А заодно надеялся “откупить”
себя и своих близких от загадочной хвори в мире этом. С не меньшей
охотой наш предок приобретал всякого рода амулеты и индульгенции – их
“производство” было поставлено при средневековых лечебницах на широкую
ногу.
Богатство, скопленное за оградой больницы, активно пускалось в
оборот. Брать в долг у госпиталя не брезговали ни купцы, ни дворяне. Да и
сам таллиннский магистрат частенько оказывался его должником!
Наверняка, львиная доля богатств оседала в кошельках попечителей
богоугодного заведения. Но и простым обитателям жаловаться не
приходилось. Если в городских госпиталях и приютах именно хороший
аппетит был основным симптомом выздоравления – способного съесть целую
булку отправляли домой – то в Иоанновском дела обстояли напротив:
обитателям полагалось ежедневное горячее питание. Выдавались даже
карманные деньги. Неудивительно, что вслед за прокажёнными, в лепрозорий
тянулись немощные, престарелые, да и просто обнищавшие.
Улица, на которой затерялась эта маленькая церквушка.. Она все что осталось от мощной организации...
Затерянная церквушка среди небоскребов...
Неброское здание церкви, пережившей пожары, войны и сносы, было
превращено в склад. Туристские путеводители обходили её стороной, а
газетная заметка тридцатилетней давности даже отказала в сакральном
статусе, стыдливо называя “домом с петушком на башне”…
Сегдня церковь принадлежит армянской апостольской церкви. Тут же находится музей богадельни Святого Иоанна..
Другая богадельня города. Пюхавайму.
Сегодня это действущая церковь Святого Духа... Столетиями она была капеллой и церковью-богадельней магистрата.
При Пюхавайму был так же и платный отдел, типо сегодняшнего дома престарелых.
Последние упоминания о госпитале равняются 1620ому году. Потом здание служило только церковью.
На фото здания бывших богаделен (справа) вдоль улицы Святого Духа.
Спускаемся вниз... Дом престарелых существовал в этом рыженьком здании.
Следующий госпиталь был где-то возле башни Нунне, он не сохранился (1490-1520).
А в 1520ом году стали собираться пожертвования на Новый Госпиталь.</span>