Русская художественная литература стала более самобытной, она не берёт идеи других народов, а придумывает свои (если так можно выразиться)). В моду вошли "размышления"на тему жизни и всего мира-в общем философские темы- как у Толстого в "Войне и Мире". В появляются новые художественные стили- модернизм, авангардизм, социалистический реализм, ну в общем всё "новое"- от появления на карте СССР. Продолжают и существуют реализм, романтизм, но у молодёжи они менее популярны- воспринимаются как "старческие" темы от пережитой Российской империи- "товарищи, ведь революция произошла- зачем нам эта культура буржуазии- у нас должна быть своя культура- индустриальная, новая, рабочая, социалистическо-коммунистическая"-приблизительно такие лозунги произносили в СССР. Появляется Маяковский- если посмотреть на него с классической стороны то получается не пойми что. Поэтому эту культуру трактовали как новую- ни на что не похожую. На западе сначала не восприняли это всерьёз, потом там пошла настоящая мода на эти новые советские культуры.
Потому что некоторые наследники не имеют совсем общего с умершем человеком. Либо просто они хотят получить только наследие
<span>Русские старательно копируют французские нравы, только с опозданием лет на пятьдесят.
Стендаль</span><span>Не следует, конечно, слишком буквально воспринимать фразу, мельком брошенную Стендалем в романе «Красное и черное», однако некоторое художественное преувеличение, допущенное французским писателем, отражает все же суть важных процессов, происходящих в обществе. Взаимное влияние национальных культур приводит к тому, что различные страны заимствуют у соседей не только нравы, но и технические инновации, хозяйственные модели, политические режимы, социальные механизмы, культурные образцы и многое другое.
Франция самым непосредственным образом влияет на Россию, но не только на нее. В определенном смысле под французским влиянием находится вся Европа. Да и не одна лишь Европа. Степень воздействия, естественно, не будет одинаковой для бывших колоний, управлявшихся из Парижа, и для государств, на землю которых редко ступала нога француза. Но все же это воздействие имеет место. Со своей стороны на ту же Францию, да и на многие другие государства мира, влияет Россия. Можно привести множество примеров подобного влияния из области культуры (Толстой, Достоевский, Чайковский, Стравинский,Малевич, Станиславский,труппа
19
Дягилева и т.д.), но применительно к интересующей нас в первую очередь социально-экономической сфере следует выделить то огромное воздействие, которое оказала, в частности, на Францию советская модель социализма, причем вне зависимости от множества ее очевидных недостатков.
«С этого времени (с 1918 г.— Авт.),— отмечал крупный французский историк Франсуа Фюре,— советский феномен продолжал оказывать мощное гипнотическое воздействие на воображение народов, независимо от своего реального содержания. Уже в силу своего существования и своей длительности режим, порожденный Октябрем, приобретал мифический статус: его не наблюдают и не изучают — его любят или ненавидят...» [221, с. 104]. И далее читаем у Фюре: «...в конце войны по линии антизападных тенденций у Советского Союза больше нет конкурентов в Европе. Его пример предлагает готовое русло для жгучего недовольства региональных элит в бедных, колониальных или зависимых странах мира. Он дает сначала философию и стратегию освобождения, а затем и материальные средства» [221, с.412].
В прекрасной книге Ф. Фюре нарисована всеобъемлющая картина советского влияния, распространяющегося на Европу и весь мир, но нас в данном исследовании будет интересовать вектор, направленный в иную сторону. Нас интересуют те происходившие на Западе процессы, которые повлияли на развитие России, те механизмы формирования рыночной экономики, которые, будучи сначала опробованы во Франции, Германии и других государствах, были впоследствии применены у нас в стране.
Авторы предлагаемого вниманию читателя исследования исходят из того, что культуры различных стран (в том числе и культуры социально-экономические) не отделены друг от друга некой «китайской стеной». Если в одной части света происходят изменения, и соседи — близкие и дальние — сочтут их интересными для себя, значит, в той или иной форме будет происходить процесс заимствования. Если в один прекрасный момент в «северо-западном углу Европы» (по образному выражению Талкотта Парсонса) началось движение, превращающее
</span>