В то же время политика «коренизации» на деле нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей, прежде всего русского населения. Русские специалисты даже самой высокой квалификации изгонялись из учреждений и оставались без куска хлеба.
Началось насильственное вытеснение русских с занимаемых ими земель. В Киргизии во второй половине 20-х гг. произошли массовые столкновения между местным и русским населением. Во многом они были спровоцированы проведенной в 1922—1923 гг. земельной реформой, которая передала землю, принадлежащую русским переселенцам, коренным жителям. Но они, не имея навыков земледелия, ею «не пользовались, обрабатывать ее не стали, а жилые дома превратили в конюшни».
Судя по рельефным гробничным изображениям, работники вельможеского хозяйства получали довольствие из вельможеских складов и производств - с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво) . Мы видим, как земледельцам выдают одежду - короткий передник - и специальное масло для умащения, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать тело каким-либо жировым составом. Были ли у работника помимо хозяйского довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно.
Но на тех же гробничных рельефах изредка изображается рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом стоимости было зерно или полотно. Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Норма выработки была, видимо, близка к полной производительной возможности работника, но, выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это действительно было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по тому же принципу. Сейчас наши представления об организации храмового хозяйства становятся более определенными благодаря сенсационному открытию чехословацкой экспедицией архива припирамидного храма Неффиркара в Абу-Сире. Сведений о средних и мелких хозяйствах этой эпохи у нас почти нет.
<span>Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что в египетских памятниках "собственный дом" вельможи выступает как нечто "внешнее" по отношению к "внутреннему", государственному (царскому) хозяйству. В состав "собственного дома" вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот почему, в частности, младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему "за вознаграждение", т. е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, завещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием "по истине" (именно из этого достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на обеспечение своего заупокойного культа, предусматривавшего содержание большого штата заупокойных жрецов при его гробнице) . Наряду с достоянием "по истине" вельможа располагал достоянием "по службе", которым он, по-видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние "по истине" и "по должности" вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния, , и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в "собственном доме" вельможи тесно переплетается.<em><u /></em><u /></span>
Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека
Основные итоги петровских преобразований были следующими:
- промышленность в России стала многоотраслевая
- в промышленности появились промышленные центры (Петербург, Москва, Урал)
- Россия стала европейской империей
- реформы оставили конкурентоспособный флот
- у России была сильная обновленная армия
- общероссийский рынок капитала и товаров укреплялся
- Россия торговала железом, полотнами, поташью, пушниной, икрой.
- значительно повысился уровень образования граждан
- открывались академии, школы
- проведены политические реформы, которые дополнительно способствовали развитию
- была введена единая валюта на всей территории страны
Общее значение реформ
Значение петровских реформ трудно недооценить. Стоит лишь сравнить Россию до Петра Первого и Россию после. Россия была уже совсем другим государством – империей во главе с монархом.
В России появилась та система управления, которая проживет еще ни один век. Россия стала европейской державой с сильной армией, флотом, сильной экономикой и влиятельным игроком на международной арене.
Реформы Петра Первого поставили Россию на путь самодержавия. Реформы кардинально изменили все, но создали некоторые тормозы, например, крепостной гнет и еще большее социальное неравенство.