<span>Начало самостоятельного правления имело большое политическое значение – Иван принял титул царя. 16 Января 1547 года Митрополит Макарий венчал Ивана на царство Мономаховым венцом (шапка Мономаха) в Успенском соборе Кремля. Следует отметить, что до этого царями на Руси называли императоров Византии и ханов Золотой Орды. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи положили конец зависимости Руси от татар и представлению о высшей власти греческих «царей». Русское политическое сознание отразило эти перемены в теории «Москва – Третий Рим» (московские князья – прямые преемники Византийской империи). Итак, коронация имела большое историческое значение:
1. Уравнивала по чину Ивана IV с восточными соседями – астраханскими и казанскими ханами;
2. Превращало Русь в государство, предопределяя ее значение как «третьего Рима» – центра православия;
3. Царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей: датского, английского, французского, польского, шведского и др.;
4. Провозглашение Ивана IV царем резко возвысило его над другими русскими князьями: отныне он почитался как «великий государь»;
5. Ритуал венчания на царство имел значение для православной церкви. Укрепляя единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога на земле, церковь защищала и свои собственные интересы. </span>
Во время перестройки установилась политика «гласности». Но большинство
перестроечных законов не принесли желаемых результатов. Кроме того, Горбачев не учел всю сложность ситуации, сложившейся в республиках, что
привело к распаду СССР. Начиная реформу, никто не мог предположить
демонтажа политической системы, экономического коллапса. Другими словами у руля стоял не компетентный человек.
Года правления 1689-1725
-СОЗДАЛ НОВЫЙ ВИД ВОРУЖЕННЫХ СИЛ -ФЛОТ
-ОСНОВАЛ СЕНАТ
-ОСНОВАЛ САНКТ ПЕТЕРБУРГ
-УСТАНОВИЛ НАЧАЛО НОВОГО ГОДА 1 ЯНВАРЯ
-ОТКРЫЛ МОРСКУЮ АКАДЕМИЮ
-ОСНОВАЛ ГОРОД ТАГОНРОГ
<span>В первые десятилетия XVIII века политическая и международная обстановка на Кавказе, по сравнению со второй половиной XVII века, очень осложнилась. За обладание этим регионом соперничали шахская Персия, Османская Турция и Россия. Чтобы не допустить утверждения на Кавказе Персии и Турции, Петр I вынужден был активизировать свою внешнюю политику в этом направлении1, для чего и был предпринят в 1722 — 1723 годах Каспийский поход.</span><span>Стараясь создать себе опору в Прикаспийских провинциях и тем самым упрочить свои позиции в присоединенных территориях, русское правительство привлекало сюда христианское население, в особенности армян. Известно, что еще до вышеназванного похода Петр I призывал армян и грузин к переселению в Прикаспийские районы. Неслучайно в сентябре 1722 года он поручил ехавшему в Картли подпоручику И.Толстому разузнать о возможности найти там людей, склонных к переселению в окрестности Дербента и Шемахи, а также «можно ль нанять их в … службу»2.</span><span>Генерал Матюшкин 18 августа 1723 года писал П.А.Толстому: «По прежней царской инструкции повелевалось бакинцев выслать из города, однако того сделать нельзя, поскольку от такого мероприятия от сальянских обывателей и из прочих деревень никаким харчевым припасом в Баку приезжали бы, более того близлежащих деревень могли разойтитца и не того немалого б плода не было»3. Вместе с тем Матюшкин сообщал и о другом указе Петра 1, касающемся отношения к местным жителям: «… по- мяхче ..». ежели б какое озлобление здешним жителям было учинено, то б ни откуду харчевого привозу не было и нефти покупать было ни в кому и пошлины б збирать не с ково»4.</span><span>Уже после взятия Баку, 14 сентября 1723 года, Петр I предписывал Матюшкину, чтобы в отношении бакинских жителей действовал по своему усмотрению, исходя из обстоятельств, «однако же сколько может без вреда, столь их людей убавить»5. Петр I советовал из Баку выслать, в основном, суннитов, то есть единоверцев Турции<span>4.</span></span><span>В дополнительных инструкциях от 22 мая 1724 г. Матюшкину поручалось разведать о возможностях поселения в Гиляне и Мазандаране русских7. Там же говорилось и о высылке бакинских жителей в Астрахань, а оттуда еще дальше, оставив в Баку лишь тех жителей, без которых невозможно обойтись. Здесь же предусматривались и радикальные меры: «…о смотрении между тем за женами и детьми оных жителей, чтобы не ушли, повелевая подозрительных людей не только в Баке, но и в других местах казнить'». Правда, здесь же содержалась и оговорка о том, что Матюшкин должен поступать «по своему усмотрению, так как дальность описки не терпит»9.</span><span>В октябре 1724 года в соответствии с указом Петра I Терский город был упразднен, а все его жители и остатки гарнизона, в том числе и жившие в нем терские городовые казаки, были переведены в крепость Святой Крест, как и жившие при Терках представители нерусских народностей. Тогда же к крепости Св. Креста Петр 1 переселил с Дона 1000 семей «сказочных» (то есть настоящих семейных и внесенных в списки, а не набродных) казаков10. Они поселились несколькими городками по реке Аграхани (500 семейств) и вверх от нее по Сулаку (500 семейств), образовав так называемое Аграханское казачье войско».</span><span>Однако уже в октябре 1724 года Петр I, получив известие о планировавшемся антироссийском выступлении в г. Баку, снова ужесточил свои указания, приказав генералу Матюшкину выслать бакинских жителей в Астрахань и оттуда в Москву, оставив лишь необходимое количество жителей, но и за ними установить строгий надзор, а всех подозрительных казнить</span><span>
</span>