"Детство Никиты" - поэтическое повествование о годах формирования человека.
Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.
В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в
течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни
десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит
повествования:
"Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".
"Все это - мое, - думал он, - когда-нибудь сяду на воздушный корабль
и умчу... " Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы
едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот
после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые
были приглашены в гости: "Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном
царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на
душе".
Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает
в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.
Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что
его окружает.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими
представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать
окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним
вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта
вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось
колечко, Никита с уверенностью говорит: "Это волшебное".
Автор включает в повествование картины быта. В "Детстве Никиты"
Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах,
как воспринял ее сам в раннем детстве.
Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита
считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это
серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит
с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка".
Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден
русский склад ума и русский характер.
Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа
Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют
Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник
Петрушка.
Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае,
в людской, на гумне.. . Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка.
Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий,
сутулый Артем.
Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят,
к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни,
но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя
себя чем-то неразрывно связанным с деревней.
Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является
последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же
это - конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.
.ну вообще, считается что стихотворение построено на множестве повторов разных уровней: композиционных, лексических и звуковых.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
<span>конкретно это четверостишие, повтореное трижды, звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка.
Первые две части — по три восьмистишия каждая; последняя часть гораздо короче и состоит из одного восьмистишия.
Многочисленные повторы прекрасно передают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку.
СБИЛИСЬ МЫ - ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ
</span>Заблудившиеся путники в стихотворении «Бесы» символизируют русский народ, который действительно потерян среди снежных равнин и не может найти свою дорогу к более счастливой и свободной жизни. Виной этому являются не суеверия и не безграмотность людей, которые бережно хранят свои традиции и культуру. Причина в том, что русские крестьяне до сих пор еще являются крепостными, и их жизнь не принадлежит им самим, заключается именно в тех самых бесах – кучке сытых и самодовольных людей, которым попросту невыгодно терять дармовую рабочую силу и развеивать иллюзии низших сословий, давая им знания, которые при определенных условиях могут стать одним из самых мощных видов оружия. Именно с бесами Пушкин сравнивает правящую элиту России, которая строит козни «простым путникам», т.е. постоянно усложняет жизнь обычным людям, заставляя их испытывать страх, унижение и обиду. У Пушкина же бесы в человеческом обличии чувство отвращения и раздражения. «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре закружились бесы разны», — именно так они представляются поэту, который в этих строках проводит аналогию со светскими балами, которые в Москве не прекратились даже во время холерного карантина.Бессмысленность существования людей, которые считают себя избранными, поэт готов им простить со спокойной душой, ведь каждый человек, по его мнению, вправе стоить свою жизнь так, как считает нужным. Однако при этом никто не имеет права бездарно распоряжаться судьбами других, используя людей для того, чтобы улучшить свое благосостояние за счет их нужд и проблем. Поэтому у Пушкина праздность светского общества, которую автор сравнивает с бесовским шабашем, вызывает глубокую печаль, «визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Поэт, так зависящий от мнения высшего света, наконец-то осознает, что оно является насквозь фальшивым и представляет собой очередной жизненный мираж, «игру бесов», которые готовы запутать сбить с пути и уничтожить любого здравомыслящего человека не по злобе душевной, а исключительно ради собственного развлечения. И это неутешительное открытие заставляет автора по-новому взглянуть на свою принадлежность к дворянскому сословию и правящей касте, где он является таким же изгоем, как и любой крестьянин<span>
</span>
З клопотами К.Брюллова, О.Венеціалова, М.Вієльгорського, В.Жуковського,Є.Гребінки, І.Сошенка