Мир Достоевского изучают большие умы, и если бы его герои были просты и однозначны - плюс или минус, то не было бы такого интереса. Сам Достоевский неоднозначен - сначала социалист утопист петрашевец, потом после инсценировки расстрела попавший на каторгу, он меняет взгляды с революционных на духовные и явно показывает, что улучшение жизни в России возможно только через моральное самосовершенствовани<wbr />е людей, гуманизм. Чтобы его герои могли духовно возвыситься, он проводит их через глубочайшие падения, и у него часто нет идеальных людей. Даже старец Зосима в "Братьях Карамазовых" вопреки ожиданиям святости его земной жизни не оказывается посмертно нетленным, что меня поразило. Положительный герой романа - Соня Мармеладова, пожертвовавшая добрым именем и ещё многим для обеспечения семьи с пьющим отцом. Для Раскольникова отрицательна злая и на самом деле нестарая старуха-процентщица Алена Ивановна, но для автора каждая жизнь ценна и Раскольников после ее убийства не может спокойно жить, еока не покается под влиянием Сони и, может быть, Порфирия Петровича. Сестра и мать Родиона продолжительные героини, но они не обладают большим влиянием на обстоятельства и на него, как мне кажется. Отец Сони неприятен, но он видится как жертва безволия и неустроенности жизни, и меня поражает, как в официально православном государстве вместо социальной защиты женшины должны были идти на панель и было невероятное количество питейных заведений, игорных ломов, борделей и ломбардов - их устроители и попустители и покровители и есть темная сторона жизни.
Чуть дополню ответ. Раскольников считал, что если он великий человек, то он сможет легко пойти на такое преступление и не испытать угрызения совести. Если бы у него получилось совершить такое преступление спокойно, он бы дальше шел "по трупам" к вершине "карьерной лестницы". Всё же произведение указывает на сложную психологическую борьбу внутри героя.
"Тварь дрожащая" - значит "не великий", значит особо и рыпаться не стоит.
"Право имею" - значит и дальше буду творить что мне вздумается, как будто так и надо.
Теория Раскольникова жестока: он считает, что есть два разряда людей, одни из которых выше и поэтому эти люди имеют право распоряжаться чужими жизнями. И то, что он убивает не одну старуху-процентщицу, а еще и беззащитную Лизавету, тоже говорит о его жестокости. Но по натуре своей это все-таки добрый человек.
Создавая свою теорию, он не учитывает, что склад характера у него самого совсем другой.
Не зря он мучается и даже заболевает после двойного убийства. И все дальнейшие поступки говорят о его доброте: он жалеет мать, сестру, помогает Мармеладовым, спасает детей из огня.
Это юношеский максимализм, тяжелые условия жизни, гордость, а также униженное положение умных людей вокруг и власть подлых и глупых доводят его до неверных, очень вредных умозаключений, которые прежде всего вредят ему самому.
На протяжении всего романа показана борьба добра со злом и жестокостью.
И в конце концов можно сказать, что добро побеждает. Раскольников очищается нравственно.
Раскольников перед убийством, которое замыслил давно, но не находил в себе сил и решимости его осуществить просит у бога знака, просит указать ему путь, и если бог укажет на то, что преступление совершать нельзя, Раскольников готов был отказаться, отречься от своих планов.
Но почти сразу он встречает Лизаветту, совершенно случайно оказавшись на Сенной площади и слышит при этом разговор, из которого узнает, что завтра старуха-процентщица окажется дома одна.
Это событие оказывается знаковым, раскольников решает что это именно тот знак, о котором он просил.
Ну а после убийства он словно катится по проторенной дорожке, с которой ему уже не свернуть. Здесь можно вспомнить как его едва не раскрыл Порфирий Петрович и только случай в лице Миколы, спасет Раскольникова. И снова он воспринимает это как знак, что не следует ему признаваться.
Преступление и наказание – это произведение о том, как видит себя человек. «Тварь ли он дрожащая» или «право имеет». Как человек определяет, что ему можно по отношению к другим людям, а что нет. Также это произведение рассказывает про то, что происходит с человеком после преступления, причем тяжкого, а именно убийства человека. И речь идет не о тюремном заключении, а о внутреннем наказании, о страданиях, которые постигли Родиона Раскольникова, после совершения преступления.