Музыка
Первая часть открывается широким величественным вступлением, самым
углубленным и развернутым из написанных Бетховеном. Неуклонное, хотя и
медленное нарастание подготавливает последующую поистине захватывающую
картину. Тихо, еще затаенно звучит главная тема с ее упругим, словно
туго скрученная пружина, ритмом; тембры флейты и гобоя придают ей черты
пасторальности. Современники упрекали композитора за слишком
простонародный характер этой музыки, ее деревенскую наивность. Берлиоз
увидел в ней рондо крестьян, Вагнер — крестьянскую свадьбу, Чайковский —
сельскую картину. Однако в ней нет беззаботности, легкого веселья. Прав
А. Н. Серов, употребивший выражение «героическая идиллия». Особенно
ясно это становится, когда тема звучит во второй раз — уже у всего
оркестра, с участием труб, валторн и литавр, ассоциируясь с грандиозными
массовыми плясками на улицах и площадях революционных французских
городов. Бетховен упоминал, что, сочиняя Седьмую симфонию, представлял
себе вполне определенные картины. Может быть, это и были сцены грозного и
неукротимого веселья восставшего народа? Вся первая часть пролетает как
вихрь, словно на одном дыхании: единым ритмом пронизаны и главная и
побочная — минорная, с красочными модуляциями, и фанфарная
заключительная, и разработка — героическая, с полифоническим движением
голосов, и живописно-пейзажная кода с эффектом эха и перекличкой лесных
рогов (валторны). «Нельзя передать словами, до чего это бесконечное
разнообразие в единстве изумительно. Только такие колоссы, как Бетховен,
могут справиться с подобной задачей, не утомив внимания слушателей, ни
на минуту не охладив наслаждения...» — писал Чайковский.
Вторая часть — вдохновенное аллегретто — одна из замечательнейших
страниц мирового симфонизма. Снова господство ритма, снова впечатление
массовой сцены, но какой контраст по сравнению с первой частью! Теперь
это ритм траурного шествия, сцена грандиозной похоронной процессии.
Музыка скорбная, но собранная, сдержанная: не бессильная скорбь —
мужественная печаль. В ней — та же упругость туго скрученной пружины,
что и в веселье первой части. Общий план перемежается более интимными,
камерными эпизодами, сквозь основную тему словно «просвечивает» нежная
мелодия, создавая светлый контраст. Но все время неуклонно выдерживается
ритм маршевой поступи. Бетховен создает сложную, но необыкновенно
стройную трехчастную композицию: по краям — контрапунктические вариации
на две темы; в середине мажорное трио; динамическая реприза включает
фугато, приводящее к трагической кульминации.
Третья часть — скерцо — воплощение буйного веселья. Все мчится,
стремится куда-то. Мощный музыкальный поток полон бушующей энергии.
Дважды повторенное трио основано на австрийской песне, записанной самим
композитором в Теплице, и напоминает наигрыш гигантской волынки. Однако
при повторении (tutti на фоне литавр) звучит как величественный гимн
огромной стихийной силы.
<span>Финал симфонии представляет собой «какую-то вакханалию звуков, целый
ряд картин, исполненных беззаветного веселья...» (Чайковский), он
«воздействует опьяняюще. Льется огненный поток звучаний, как лава
испепеляя все, что ему противится и встает на пути: пламенная музыка
увлекает за собой безоговорочно» (Б. Асафьев). Вагнер назьшал финал
дионисийским празднеством, апофеозом танца, Роллан — бурной кермессой,
народным праздничным гуляньем во Фландрии. Поразительно слияние самых
разных национальных истоков в этом буйном круговом движении,
объединяющем ритмы танца и марша: в главной партии слышатся отголоски
плясовых песен Французской революции, в которые вкрапливается оборот
украинского гопака; побочная написана в духе венгерского чардаша. Таким
празднеством всего человечества заканчивается симфония.</span>
Если я правельно понила то это правельно)(
Народная музыка
Еврейская музыка
Клейзмерская музыка
Кельтская музыка
Марийская музыка
Молдавская музыка
Украинская музыка
Русская музыка
Цыганская музыка
Современная народная музыка
Авторская песня
Блатная песня
Романс
Фолк
Филк
Этническая музыка (World music)
Духовная музыка
Иудейская духовная музыка
Каббалистическая музыка
Христианская духовная музыка
Апостолческая или Армянская духовная музыка
Католическая музыка
Православная музыка
Протестанская музыка
Госпел
Госпел-поп
Афро-американская духовная музыка
Спиричуэлс
Госпел
Исламская духовная музыка
Азан
Аль-Куран
Зикр
Индийская классическая музыка
Музыка хиндустани
Дхрупад (XIV—XVI вв. )
Кхаиял (XVII—XVIII вв. )
Лёгкие классические вокальные стили индийской музыки (XVIII — нач. XX вв. )
Тхумри
Дадра
Таппа
Газал
Тарана
Современная индийская классическая музыка
Музыка карнатака
Европейская классическая музыка
Музыка Средневековья
Григорианский (Грегорианский) хорал
Ars Antiqua
Ранняя полифония
Школа Нотр-Дам, фр. Notre-Dame de Paris
Музыка трубадуров и труверов
Музыка миннезингеров
Музыка мейстерзингеров
Музыка Возрождения
Ars nova
Среднее Возрождение
Высокое Возрождение
Барокко
Ранее барокко
Позднее барокко
Классицизм
Ранний классицизм
Поздний классицизм
Романтизм
Ранний романтизм
Поздний романтизм
Салонная музыка
Модерн (современная классическая европейская музыка)
Импрессионизм
Экспрессионизм
Футуризм
Конкретная музыка
Серийная музыка
Постсерийная музыка
Интуитивная музыка
Минимальная музыка
Classical Crossover
Неоклассицизм
Электронная европейская классическая музыка
Арабская классическая музыка
Нуба
Каул
Газал
Тарана
Фурудашт
<span>Мустазад </span>