Нравственная сила добра (по произведениям В. Шукшина, А. Алексина, Г. Щербаковой) Черствость души — самая страшная болезнь на свете. А. П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Если мы будем сначала просто не обращать внимание на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество — способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. И такой человек способен уже на все. Мы должны все делать для того, чтобы не стать черствыми, равнодушными к бедам других людьми. Не удивительно, что очень большая часть произведений современных писателей посвящена именно теме добра. И вот первое имя — Василий Шукшин. Это был человек с многогранным талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его произведений веет душевной теплотой, искренностью, любовью к людям. Василий Макарович как-то сказал: “Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной”. Вот этой-то болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь проникнуты все рассказы Шукшина. В сборнике “Беседы при ясной луне” Шукшин показывает нам новый тип героя. Это “чудик” (есть у него и рассказ с таким названием). Чудики Шукшина — люди, стремящиеся создать “праздник души”, живущие просто, естественно, не делая другим зла. Таковы герои рассказов “Чудик”, “Микроскоп”, “Мастер”. Но их стремления сделать “людям как лучше” постоянно наталкиваются на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Именно на такую стену наткнулся главный герой “Чудика” в своих отношениях с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей его. К этому же типу людей принадлежит и герой киносценария “Калина красная”. Егор Прокудин — человек, глубоко чувствующий и переживающий. Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть бесследно. Или, скажем, герой произведения “Живет такой парень.” — непосредственный и очень добрый человек. Он, конечно, может иногда “загнуть”, но в душе он прекрасен. Василий Шукшин, показывая таких людей, заставляет читателя и зрителя поверить в добро, в его силу.
Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.
Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека». Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и является Онегин.
Будучи дворянином, он получил типичное для тех лет домашнее образование под присмотром французского гувернёра. Его знания не были по-настоящему глубокими, но он умел правильно вести себя в свете, являясь представителем аристократии. Онегин способен блистать в знатной среде того века, демонстрируя знание моды, хороший вкус и утончённые манеры. Героя поначалу привлекали увеселения «сливок общества», он охотно посещал балы, театры и участвовал в любовных приключениях. В общем, был обычнейшим молодым повесой. Но потом Евгений осознаёт, что такой образ жизни ему невыносимо надоел. С одной стороны, он следует законам общества того времени, отдаёт дань моде, а с другой – «ему наскучил света шум». Герой пытается начать писать, но из-за отсутствия желания трудиться он вскоре бросает это занятие. У него просто нет настоящей цели в жизни, из-за этого персонаж тяготится одиночеством и скукой. Всё, написанное выше, является ярчайшим примером того, что Евгений лишний в светской среде. И он, гонимый смертной скукой, отправляется в деревню, благо подвернулся случай в виде больного дяди.
В деревне Онегин пытается заняться хозяйством, изменить что-то в жизни крестьян, но и это ему скоро надоедает. Ведь он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». Выходит, что и здесь наш герой – лишний человек. Ему невыносимо скучны разговоры местных помещиков, и он находит утешение лишь в общении с Ленским.
Ещё хочу сказать немного о дружбе с Ленским, подтверждая, что и в ней Онегин лишний. Ведь он не умеет искренне дружить, ибо слишком эгоистичен. Он готов презреть дружбу ради собственной выгоды. Это видно из того, что герой застрелил своего «друга» на дуэли. Ведь он был в состоянии её предотвратить, но испугался общественного мнения! Да и сам повод был, по сути, совершенно ничтожен, но зачинщиком являлся Онегин. Он разозлился, что Ленский поставил его в неловкое положение, пригласив на праздник. Решая отомстить, герой ухаживает за Ольгой, сестрой Татьяны, в которую влюблён Ленский. С этого и начинается ссора, закончившаяся, как мы знаем, плачевно.
Потом появляется Татьяна Ларина с её любовью к Евгению. Он же отвергает её любовь, боясь потерять свою свободу и видя в Татьяне простую провинциальную девушку, которая не была равна ему по социальному положению. Но следует оговориться, что герой поступил весьма благородно, объяснив Татьяне ситуацию, и мы не имеем права судить его.
Спустя много лет, Онегин вновь встречает Татьяну, которая уже больше не та наивная девица, которая пылко любила его в деревне. Теперь она светская дама, которая имеет высокое положение в обществе из-за чина её мужа. Она знает этикет, умеет красиво одеваться, ведёт себя достаточно сдержанно и кажется нашему герою недоступной. Этот образ уже весьма притягателен для Евгения, и он страстно влюбляется в неё. Теперь настал и его черёд чувствовать то же, что и Татьяна, когда видела в нём недоступного принца. Он пишет ей письмо, но не получает ответа, и это подвигло его на действие, которое присуще лишь горячей юности: Онегин проникает к ней в дом. И что же он увидел? Герой встретил прежнюю Таню, которая рыдала над его письмом, но нашла в себе сила дать ему твёрдый отказ, как и он когда-то… Это является заключительным доказательством, что даже в любви к Татьяне он – лишний.
Я надеюсь, что у меня получилось доказать тезис, написанный в заглавии