Память – это руины времени. <span>(Сергей Федин) АФОРИЗМ ВРЕМЯ</span>
Память стирает жизнь, но никогда не даст забыть о смерти. <span>(znarim)</span>
Созидая, помните о том, что разрушили. <span>(znarim)</span>
Вернувшись, помните от чего убегали, чтобы не повторить ошибок прошлого. <span>(znarim)</span>
Как хороши, как свежи были розы ... А ведь помним об этом благодаря шрамам от шипов. <span>(Аврелий Марков)</span>
Наивысшее благо для ушедшего в мир иной, это память о душе, пожелавшей лучшего для других, нежели для себя. <span>(znarim)</span>
Что помнишь не помнится, а что забывается, то не записывается. <span>(znarim)</span>
Забыв о чём - то одном,приходиться вспоминать всё. <span>(Рубен Багаутдинов)</span>
Наша память большей частью не воспоминания о себе. (Валерий Красовский)
Особенно хорошо надо помнить то, что требуется «забыть». <span>(Валерий Красовс</span>
Наступившее после Возрождения Новое время продолжило формировать
иное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального
мира личности определило духовный облик эпохи, найдя выражение в философских
системах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона и французского ученого и
философа Рене Декарта.
<span>
<span>
Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали
свои философские концепции, ядром которых стала методологическая проблематика.
«Целью нашего общества, — утверждал Бэкон, — является познание причин
и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда
все не станет для него возможным». И для Декарта, который был не только
великим философом, но и не менее великим математиком, наука — высшая ценность.
Она основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого
в технике. Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познания
природы.
</span><span>
Бэкон провозгласил вместе с Декартом главные принципы философии
Нового времени. Именно Бэкон выразил базовую заповедь нового мышления в
афоризме «Знание — сила». В знании, в науке Бэкон видел мощный
инструмент : социальных изменений.
</span><span>
Заслуга Бэкона состоит в том, что он отстаивал самоценность
научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между
философией и теологией.
</span><span>
Певец нового подхода к природе, он доказывал, что «ни
голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы».
Знание и могущество человека coвпaдают, поскольку незнание причины затрудняет
действие. Для бэконовской методологии характерен тезис о том, что природа
побеждается только подчинением ей. Истинное Знание, по Бэкону, достигается
с помощью познания причин, среди которых он выделяет материальные, действующие,
формальные и конечные. Физика занимается исследованием материальных и действующих
причин, наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины, конечными
причинами занимается теология. Он подвергает критике схоластику, которая,
сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась
формальным выведением одних положений из других.
</span><span>
У истоков и в центре философии Декарта стоит человек, Я как
«мыслящая вещь». Под нею Декарт понимает «вещь сомневающуюся,
утверждающую, отрицающую, знающую весьма немногое и многое, не знающую,
любящую, ненавидящую и чувствующую».
</span><span>
Доказательство могущества разума начинается у Декарта с критики
притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности и
с универсального сомнения в «старых истинах», опирающихся на
авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности.
</span><span>
Декарт видит первую определенность философии в том, что «во
всем должно сомневаться». Он призывает не превращать данные органов
чувств в истину. Это же относится к вопросу о достоверности познания, основанного
на имени «авторитетов». Прежде чем довериться данным органам
чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие
возможности интеллекта. В центр внимания выдвигаются проблемы человеческого
познания.
</span><span>
Принципиальный характер универсального сомнения обусловлен
особенностями эпохи, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями.
И если господство этих традиций Бэкон преодолевал с помощью критики «идолов»
и строил новое здание на основании опыта и индукции, то Декарт боролся с
ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образцом
рационалистической методологической программы Декарта выступает математика
— символ ясности и дедуктивной строгости.
</span><span>
Воспев разум и показав реальные возможности своей методологии
на практике — через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии,
— Декарт был осторожен в вопросах, которые могли вызвать недовольство церкви.
По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог
создавал те или иные вещи. но оставлять в сгороне вопрос, для чего, зачем
он это делает.</span></span>
Наш мир, всё, что доступно в нём наблюдению претерпевают непрерывные изменения - мы наблюдаем его непрекращающуюся эволюцию. Все подобные изменения происходят за счёт сил внутреннего взаимодействия, во всяком случае, никаких внешних по отношению к нему сил мы не наблюдаем. Согласно принципу Бора, существующим мы имеем право считать лишь то, что наблюдаемо или может быть сделано таковым. Следовательно, подобных сил не существует. Таким образом, всё, что происходит вокруг нас, мы можем считать процессом самоорганизации, то есть процессом, идущим за счёт внутренних стимулов, не требующих вмешательства внешних факторов, не принадлежащих системе. К числу таких процессов относится также и становление и действие Разума, ибо он родился в системе в результате её эволюции.
Природа - сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.
Итак, весь процесс эволюции системы - процесс самоорганизации. Мир всё время меняется. Мы не можем утверждать, что процесс самоорганизации направлен на достижение состояния равновесия (под которым понимается абсолютный хаос) , у нас нет для этого опытных оснований, гораздо больше данных для утверждения обратного - мир непрерывно развивается, и в этом изменении просматривается определённая направленность, отличная от стремления к равновесию.
В процессе самоорганизации происходит непрерывное разрушение старых и возникновение новых структур, новых форм организации материи, обладающих новыми свойствами. Причём это качественно не те же самые образования, отличающиеся только геометрическими размерами, формой или другими физическими особенностями. Во Вселенной возникают уникальные образования, непрерывно возникают новые перестройки (бифурикации) , в результате которых рождаются качественно новые структуры, не имевшие до сих пор аналогов. Они обладаю новыми неповторимыми свойствами. А как эти свойства связаны со свойствами исходных элементов, из которых составлены системы? Это очень глубокий вопрос, который имеет как философское, так и практическое значение.
ХАОС
Причины хаоса.
Идеи Брюссельской школы, существенно опирающиеся на работы Пригожина, образуют новую, всеобъемлющую теорию изменений.
В сильно упрощенном виде суть этой теории сводится к следующему. Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они в лучшем случае составляют лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, открыты -- они обмениваются энергией или веществом (можно было бы добавить: и информацией) с окружающей средой. К числу открытых систем, без сомнения, принадлежат биологические и социальные системы, а это означает, что любая попытка понять их в рамках механической модели заведомо обречена на провал.
Кроме того, открытый характер подавляющего большинства систем во Вселенной наводит на мысль о том, что реальность отнюдь не является ареной, на которой господствует порядок, стабильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и неравновесность.
Если воспользоваться терминологией Пригожина, то можно сказать, что все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуацией может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдержит и разрушится. В этот переломный момент (который авторы книги называют особой точкой или точкой бифуркаци) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, который авторы называют диссипативной структурой. (Физические или химические структуры такого рода получили название диссипативных потому, что для их поддержания требуется больше энергии, чем для
Алгебра,Арифметика,Алгоритм,Английский,Анатомия,Аллегория,Антарктида,