Тема: Обломов и Штольц
<span>В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. </span>
<span>Что касается внешнего вида героев, то Обломов - «человек лет тридцати двух-трёх лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица» , «цвет лица <… > безразличный» ; а Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь» , «худощав» , «цвет лица ровный, смугловатый» , «глаза <…> выразительные. </span>
<span>Методы воспитания героев различны: родители Обломова «чинили препятствия к учению» , «усердно хлопотали, чтоб дитя было всегда весело и много кушало» . У Штольца – воспитание с помощью методов спартанской системы: «с восьми лет он сидел с отцом за географической карой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи» , читал произведения немецких и французских писателей. </span>
<span>Значение труда у персонажей было также различно: в Обломовке он являлся наказанием, а для Андрея занимал первостепенное значение. </span>
<span>Противоположность характеров героев заложена в подборе Гончаровым фамилий: в толковом словаре В. Даля зафиксировано старинное русское слово «облый» - «неуклюжий, тучный, круглый» , а фамилия Штольц переводится с немецкого языка, как «гордый» . </span>
<span>Душа Обломова восточная и созерцательная, герой не случайно облачён в азиатский халат. Любое занятие для героя является непосильным трудом, тем самым формируется жизненная позиция «vita passiva» (итал. пассивная жизнь) . Штольц, наоборот, крайне деловит: посещает светские рауты, знакомится с золотопромышленниками. Герою не хватает времени на сентиментальность. Его жизненная концепция: «vita activa» (итал. активная жизнь») . </span>
<span>Итак, Обломов и Штольц, с одной стороны, являются антиподами: Илья влачит бессмысленное существование, а Андрей разумен и полезен. Невольно задаёшься вопросом: что же сближает данных персонажей? Я полагаю, что они взаимно дополняют друг друга: в каждом и них есть то, чего не достаёт другому. </span>
<span>Подводя итоги, хотелось бы отметить, что Гончаров хотел отразить в Илье Ильиче типичные черты дворянства, а Штольцу отводилась роль человека, способного сломить “обломовщину”. Но, прочитав роман, я не смогла представить героев столь однозначными. Личность Ильи Ильича вызывает противоречивые чувства: сожаление о его беспомощности и симпатию, потому что Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера. Современная жизнь требует “штольцев”, и они, безусловно, появляются. Но Россия никогда не будет состоять только из таких характеров. Русских людей всегда отличали широта натуры, способность к сочувствию, живая и трепетная душа. Очень хочется, чтобы практические качества Штольца и “чистая, как хрусталь”, душа Обломова соединились в современном человеке.</span>
Деревенская жизнь
Город
Голод
Печка ,яблоня, киселевые берега ,еж
Жил был простой карандаш. Жил он себе поживал, и вот однажды встретил он красивейшую ручку. Она была вся розовая и блестящая.<span>Подошел карандаш к ручке и сказал:
– Давай дружить.
– Вот еще, - ответила ему ручка.
– Ты такой простой, а я – красивая. Не буду с тобой дружить.
И ручка ушла.</span>Загрустил карандаш и пошел своей дорогой. Вдруг увидел он, что на дороге что- то блестит. Подошел он поближе и увидел, что это лужица розовых блестящих чернил, которую оставила после себя красивая ручка. Измазался карандаш в этих чернилах и тоже стал красивым.<span>А в это время мимо проходила та самая ручка. Увидела она красивый карандаш, он ей очень понравился, потому что был такой же, как она – розовый и блестящий. Подошла она к карандашу и сказала:
– Давай дружить.</span><span>Карандаш согласился. И стали они везде ходить вместе, разговаривали обо всем на свете, играли, смеялись, веселились, баловались, фокусы друг другу показывали. И вдруг упали в лужу. Чернила с карандаша смылись, и он снова стал простым.
Ручка рассердилась, потому что он её обманул, и сказала:</span>– Я от тебя уйду, потому что ты простой, и ты меня обманул. Ты измазался в моих чернилах и так и оставил. Я с тобой больше не дружу.После этого ей встречались другие красивые карандаши, но они не хотели с ней дружить. Одни говорили, что они красивее её. Другие говорили, что они – карандаши, а она – ручка, и поэтому не будут с ней дружить.<span>Еще одни говорили: "Фу, ты какая-то блестящая, а мы то красненькие, голубенькие, сиреневенькие". Третьи соглашались с ней дружить, но они были такие скучные и неинтересные, что ручка сама от них уходила. Потом она подошла к самому последнему карандашу.
Он сказал:</span><span>– Ну давай чуть-чуть подружим.
Они немного погуляли, и он сказал:
– Мне не понравилось. Я не буду с тобой дружить.
Поняла тогда ручка, что ей было интересно только с простым карандашом.</span><span>Ручка обиделась и побежала скорей к тому простому карандашу, он шел медленно и даже пары шагов не отошел от лужи.
Подошла тогда ручка к нему и сказала:</span><span>–Давай с тобой дружить, все остальные хуже тебя.
Карандаш сказал:
– Правда? Прости и ты меня тоже. Я обманул тебя, когда измазался в красивых чернилах. Я только хотел понравиться тебе. И стали они снова дружить.</span><span>Тут прозвенел звонок, все ученики быстро сразу взяли неизвестные карандаши, которые у них лежали на партах, сложили их в свои пеналы и отправились домой, потому что был последний урок, и он закончился. А одна девочка взяла эти карандаш и ручку, положила их рядышком в красивый пенал и пошла домой. Так, ручка с карандашом каждый раз попадали в один пенал, и ручка была рядом с карандашом, а карандаш с ручкой. Вот так и закончилась эта сказка.</span>
Первая тема поэмы- судьба русского государства среди других европейских стран, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.
<span>Эта тема (борьба непобедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями 1812-1815 годов - нашествием Наполеона и поражением его, "когда падением ославил муж рока свой попятный шаг". </span>
<span>1.Была та смутная пора, </span>
<span>Когда Россия молодая, </span>
<span>В бореньях силы напрягая, </span>
<span>Мужала с гением Петра. </span>
<span>2.Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу. </span>
<span>...Но в искушеньях долгой кары, </span>
<span>Перетерпев судеб удары, </span>
<span>Окрепла Русь. Так тяжкий млат, </span>
<span>Дробя стекло, кует булат. </span>
<span>3.Центральным эпизодом этой темы является Полтавский бой, центральным героем ее- Петр I. </span>
<span>...И грянул бой, Полтавский бой! </span>
<span>В огне, под градом раскаленным, </span>
<span>Стеной живою отраженным, </span>
<span>Над падшим строем свежий строй </span>
<span>Штыки смыкает. Тяжкой тучей </span>
<span>Отряды конницы летучей, </span>
<span>Браздами, саблями звуча, </span>
<span>Сшибаясь, рубятся с плеча. </span>
<span>4.Другая тема, - тема многонационального русского государства, вопрос об исторической закономерности объединения разных наций в одно государство и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. </span>
<span>...Души глубокая печаль </span>
<span>Стремиться дерзновенно в даль </span>
<span>Вождю Украйны не мешает. </span>
<span>Твердея в умысле своем, </span>
<span>Он с гордым шведским королем </span>
<span>Свои сношенья продолжает. </span>
<span>5.В поэме Пушкин показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение родины, а как коварного властолюбца, презирающего и свободу, и родину. </span>
<span>...И день настал. Встает с одра </span>
<span>Мазепа, сей страдалец хилый, </span>
<span>Сей труп живой, еще вчера </span>
<span>Стонавший слабо над могилой. </span>
<span>Теперь он мощный враг Петра. </span>
<span>Теперь он, бодрый, пред полками </span>
<span>Сверкает гордыми очами </span>
<span>И саблей машет - и к Десне </span>
<span>Проворно мчится на коне. </span>
<span>Согбенный тяжко жизнью старой, </span>
<span>Так оный хитрый кардинал, </span>
<span>Венчавшись римскою тиарой, </span>
<span>И прям, и здрав, и молод стал. </span>
<span>6.Третья тема "Полтавы"- судьба человека, далекого от участия в политических событиях его времени и все же гибнущего, раздавленного колесом истории. </span>
<span>Это-любовно-романтическая линия (Мазепа -Мария) . </span>
<span>...Мария, бедная Мария, </span>
<span>Краса черкасских дочерей! </span>
<span>Не знаешь ты, какого змия </span>
<span>Ласкаешь на груди своей. </span>
<span>Пушкин в своей поэме переплел любовь, семейные чувства, месть с политикой.</span>