Зображення природи в оповіданні «Жага до життя» тісно пов'язане з психологічним станом головного героя.
Початок оповіді. Сонце сідає,\ дотліває, ховається. Перед очима героя простяглася пустеля. Підкреслюється самотність героя.
Перший день. «Сонце зійшло на північному сході — принаймні там розвидніло, бо сонце ховалося за товщею сизих хмар». «Небо теж було сіре. А на небі ні сонця, ні навіть проблиску сонця». Закрите хмарами сонце, сіре небо підкреслюють тяжкі сумніви, що виникають у душі героя.
День другий. «Сонця не було. Земля й небо стали ще сіріші, аж темні». «Сонце підсушило кущики моху...». «Віяв холодний вітер, і перший сніг побілив вершки горбів... повітря сповнилось білою гущею. Почав падати мокрий лапатий сніг. Попервах він танув, ледве торкаючись землі, але дедалі снігопад густішав, і зрештою сніг укрив .землю суцільним завоєм...». Як бачимо, усе навколо сіре, холодне, герой теж замерзає, почувається самотнім, з'являється безнадія.
Третій день. Описи природи відсутні. Герой самотній, байдужий, він зрозумів, що має надіятися лише на себе, бореться за життя.
Четвертий день. «Знову туман». Увечері «він прийшов до тями, лежачи горілиць на кам'яному виступі. Гріло яскраве сонце». Поява сонця символізує надію на порятунок, яка з'явилася у героя — він побачив корабель.
П'ятий день. «Зійшло яскраве сонце... Погода стояла чудова...». Природа ніби вітає порятунок героя.
<span>Кто в лес, кто по дрова: делать что-то не слаженно, вразнобой. То есть действия не согласованы между людьми</span>
Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова : оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике : в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.
Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово
«одиноко» . Этой же цели служит употребление слова «пустыня» , традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.
Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом и пройдя всю Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам?
<span> Во-первых, Василий Теркин – настоящий русский солдат. Его образ стал любимым потому, что каждый мог узнать в нем знакомые черты современников. В Теркине нет казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсе не мешала герою в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке, оказываться настоящим героем. </span>
Образ Теркина берет свое начало в русском фольклоре. Он и богатырь, который выказывал свою недюжинную силу духа и волю к победе. Он и тот самый Иванушка, который только прикидывался простаком, а на самом деле был храбрым и мудрым, любил людей и не терял чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Так и Теркин, балагур и весельчак, всегда находил острое словцо для того, чтобы поддержать себя и своих товарищей. С юмором относится он и к тяготам жизни, и даже к смерти. Достаточно вспомнить эпизод, когда Смерть пришла за раненым солдатом. Василий не просто не боится ее – он начинает торговаться со смертью и просит ее дать ему возможность ожить лишь на несколько часов, чтобы в день победы «погулять среди живых». Поняв, что Смерть предлагает ему невыгодные условия, солдат прогоняет ее:
Прогоните эту бабу,
Я солдат еще живой.
На фольклорную традицию в образе русского солдата указывает и глава «Дед и баба». Теркин показывает себя здесь мастером на все руки: он и часы может починить, и сало пожарить. Эпизод приготовления еды относит нас к фольклорному образу ловкого и смекалистого солдата, готовившего кашу из топора.
И хотя чаще всего солдат высказывается шутливо и иронично, потому что патетическая интонация не для него, иногда в его словах прорывается настоящая боль, глубокая любовь к родине:
Я загнул такого крюку,
Я прошел такую даль,
И видал такую муку.
И такую знал печаль!…
Мать-земля моя родная,
Ради радостного дня
Ты прости, за что – не знаю,
Только ты прости меня!
А в самые ответственные минуты жизни Теркина Твардовский позволяет себе открыто прославить мужество тех, кто сражался против фашистов:
Кто одной боится смерти –
Кто плевал на сто смертей.
Пусть ты черт. Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей.
<span> Теркин – образ, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Василий Теркин не один. С ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают другие солдаты: повар, который «ложку лишнюю кладет», те, что дали ему «валенки с ноги», танкисты, доставившие его в санбат; шофер, подвозивший Теркина на передовую, два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца. </span>
Почему Твардовский называет своего героя «труженик-солдат»? Да потому, что война, по мнению автора, – это тяжелая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат – простой человек, которому может быть страшно и больно.
Слово «солдат» теряет в поэме значение «рядовой»: солдат – это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал – тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. Но Твардовский делает главным героем поэмы не генерала, а именно солдата. Таким образом, он выделяет героизм русского народа, его вклад в дело общей победы. Именно солдат отвечает за все на войне: он – тот, кто войну выигрывает.
Имя главного героя стало нарицательным. Сам Твардовский иронизирует в поэме и говорит, что каждой роте надо бы выделить по своему Теркину. Эта шутка автора, на самом деле, точно отражает действительность. Ведь в страшные минуты жизни, на войне, когда вокруг смерть и пули, человеку так необходимо доброе слово, надежда на лучшие дни. А именно помогать окружающим своим жизнелюбием и сильнейшей верой в победу был призван герой Твардовского.
Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера:
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
<span> Русский чудо-человек…</span>