В 1960-е годы в ряде восточноевропейских стран были начаты экономические реформы. В ГДР вводилась новая система планирования, создавались отраслевые объединения народных предприятий, действовавшие на хозрасчётной основе. В Чехословакии реформа предусматривала техническую реконструкцию промышленности, увеличение самостоятельности предприятий, применение хозрасчёта. В Болгарии также внедрялся хозрасчёт, осуществлялась концентрация производства в государственных хозяйственных объединениях (ГХО) и аграрно-промышленных комплексах (АПК). В Румынии вводилась следующая хозяйственная структура: предприятие, действующее на основе хозрасчёта, — промышленное объединение с функциями текущего планирования — отраслевое министерство с функциями перспективного планирования.
9 Определите, что было схожим в этих реформах. Какую тенденцию развития экономики они отражали?
Стремление к совершенствованию существовавшего строя не ограничивалось экономикой. Возник также вопрос о переменах в политической сфере. Это наглядно показали события в Чехословакии. В апреле 1968 г. на пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии была принята «Программа действий», направленная на реформирование партии, всех сторон жизни общества. Её предложила группа партийных руководителей — А. Дубчек, Й. Смрковский, 3. Млынарж, О. Черник и другие (некоторые из них учились после войны в СССР), — выступавших за обновление системы, за «социализм с человеческим лицом».
Д В «Программе действий» говорилось:
«Централистские и директивно-административные методы, использованные в борьбе против остатков буржуазии и при укреплении власти в условиях международной напряжённости после февраля 1948 года, были в этой ситуации необоснованно перенесены на последующий этап развития и постепенно перерастали в бюрократическую систему... В прошлом руководящая роль партии трактовалась как монопольное сосредоточение власти в руках партийных органов. Это соответствовало ложному тезису о том, что партия является инструментом диктатуры пролетариата».
Прага. Август 1968 г.
Идеологи «пражской весны» (так назвали современники новый курс чехословацких руководителей) критиковали прежнее партийное руководство, предлагали устранить монополию (но не руководящую роль) партии в управлении обществом, изменить экономическую политику, преодолеть изоляцию от мирового рынка.
В княжение Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси - _принятие христианства .(988г.). необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующем слоем, представленным военно-служивой знатью. В сфере политико-территориальной в этиз условиях оказались непригодны для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств и создавались новые - во главе с родственниками киевского правителя. Сразу же после того, как Владимир в момент смерти Святослава князем новгородским, овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Но это не принесло желаемого результата, и через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией - о принятии монотеистической религии.
<span>Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства (православие), западноевропейский (католицизм) мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии, наконец, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки хазарии 9правда, уже фактически не существовашей как государство). Выбор был сделан в пользу уже достаточно известного на Руси православия. </span>
<span>Непосредственно принятие христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки. Владимир поставил условие предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшить отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева.</span>
Спартак сам был гладиатором и поднял тех же на восстание.Своими речами он смог убедить в том, что они вырвутся на свободу. Также к ним присоединялись и обычное рабы, но легионеры смогли обучить их владеть оружием. Многие рабы все время работали и делали новую броню и оружие. Но даже это не помогло одержать им победу.
Широкое признание получила типология немецкого учёного М. Вебера. Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.
<span>Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории. </span>
<span>Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции. </span>
<span>Следующий тип — харизматическое лидерство. Харизматический лидер наделён экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности Управлять, эффективно решать все проблемы. </span>
<span>Сравнение этих трёх типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме, а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.</span>