в Конце первого десятилетия XXI в. европейские страны находились в кризисном положении. Строя социально-рыночную экономику, они развивались гораздо более сбалансированно, чем США, но незаметно для себя превысили оптимальный уровень социальной обеспеченности своих граждан. И те стали терять стимулы к труду. <span>Процветание европейской цивилизации в конце второго тысячелетия н.э. произошло в силу стечения случайных обстоятельств, главное из которых, удачное, для данного исторического периода, местоположение Европейского полуострова.</span>
Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.
Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.
Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.
Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.
Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.
С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».
Во второй половине правления Александра I в Российской империи стало нарастать общественное движение. Такая ситуация была одной из характерных черт этого периода.
Кроме того, в это время, впервые в истории России, общественное движение приобрело организованную форму.
В основе российского общественного движения лежали идеи либерализма.
Основными из них были: приоритет отдельной личности над государством и обществом (в то время как на протяжении всей российской истории интересы государства и общества ставились выше отдельного человека), законодательное ограничение влияния государства и церкви на жизнь общества, незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, верховенство закона во всех сферах деятельности государства и общества.
Либеральное общественное движение в России возникло не на пустом месте.
Екатерина II, как истинный просвещённый монарх, вела переписку с видными европейскими общественными деятелями: Вольтером, Руссо, Дидро. Она пыталась провести в России преобразования в духе просвещённого абсолютизма (созыв Уложенной комиссии, реформа образования, наделение привилегиями горожан и иные).
Благодаря её стараниям, либеральные идеи распространились в дворянской среде.
Кроме того, внуки императрицы, Константин и Александр (будущий император Александр I), были воспитаны в духе Эпохи Просвещения. Екатерина мечтала сделать из них идеальных правителей.
Ето очень долго ну думаю до 3 решу