Главный герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием» . Однако основное свойство Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам» , подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся» . Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся» . Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» , с нами говорит уже сам автор рассказа. И в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в современность (рассказ был создан в 1881 г.) : «Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины» , хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря .на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно» . Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований» , и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд. Левша создал блоху. Позже он отправился в Англию и показал выставку. Умер от алкоголя. если бы врач передал его последние слова русские бы выиграли войну.
Вообще, весь смысл стихотворения заключается в словах попутчика-автора:
Да не робей за Отчизну любезную
Вынес достаточно русский народ
Вынес и эту дорогу железную,
Вынесет всё, Что господь ни пошлёт:
Вынесет всё!И широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе,
Вот только жить в эту пору прекрасную
<span>Уж не придётся ни мне, ни тебе!
</span>
Автор пишет о безнадёжной и бесконечной вере, в которой проявляется патриотизм. Но не стоит забывать и о объективной оценке будущего страны. Всё будет хорошо, но не сразу, должно пройти время. Люди верят в то, что если они сейчас потрудятся, то их потомкам будет лучше жить. О проблема рабочего класса в строительстве железной дороги. Людей эксплуатировали. Железная дорога был построена на крови, огромной человеческой жертвой и безграничной силой человеческого духа. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:
Благослови же работу народную
<span>И научись мужика уважать.
</span><span>Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт настроен оптимистически и верит в то, что активность крестьян пробудится, твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную» . Но не в этом ли проявляется наш народ? Мы готовы терпеть до самой последней крайности. </span><span>
</span><span>
</span>
Свет мой зеркальце скажи! Да всю правду доложи!
Я ль на свете всех милее? Всех румянней?И белее?