ЛЮТЕРАНСТВО — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия Протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т.д.).Вероучение исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа,распятого на кресте, спустившегося в ад,воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати,выражаемой в вере. Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении,лютеране не отрицают свободы в мирских делах,поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию.В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая,что они истинны настолько,насколько соответствуют Писанию,и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.Лютеране признают два таинства:крещение и причастие(в то же время Апология Аугсбургского исповедания причисляет к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Помимо этого лютеране практикуют обряды, которые не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация. КАЛЬВИНИЗМ — направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в Кальвинизме являются Пресвитерианство, Реформатство и Конгрегационализм. Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии»,то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется.Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.): -Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета,а исключительно с помощью авторитета Божьего; -Признание богодухновенности только Священного Писания — Библии, откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов; -Отсутствие монашества. Потому что,по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей; <span>-Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности.</span>
1689—1725 годы в отечественной истории относится к периоду единоличного правления Петра I. В это время в стране было проведено множество реформ (изменения в какой-либо сфере жизни, вводимые законодательным путем) и преобразований.
Роль Петра Великого в истории России можно назвать ключевой, своей политикой смог не только добиться выхода к Балтийскому морю, но и коренным образом преобразовать страну в передовую державу. Одним из наиболее значительных событий во внутренней политике государства стало издание указа о единонаследии 1714 года, по которому дворянское поместье (разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу и не передаваемое по наследству) уравнивалось в правах с боярской вотчиной (родовым наследственным земельным владением), и передаваться они теперь могли только одному из сыновей. Причиной принятие указа стало стремления Петра I не допустить дробления имений, которое, по его мнению, приводило дворян к разорению; однако главной целью царя было принудить к государственной службе молодых дворян(представителей привилегированного сословия), оставшихся без наследства. Последствием проведения такой социальной политики стало резкое повышение числа служащих среди дворян и формирование российской бюрократии. Вместе с тем данный указ вызвал массовые недовольства дворян, из-за чего и был отменен при Анне Иоанновне в 1731 году.
Самым важным и судьбоносным событием данного периода, да и русской истории в целом стала победа в Северной войне, продолжавшейся 21 год. Главной причиной вступления в войну против Швеции для России была необходимость выхода в Европу через Балтийское море. Для борьбы с такой могущественной державой в 1699 сложился Северный союз, куда помимо России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая. За время войны состоялись битвы, которые продемонстрировали возросшую мощь русской армии и укрепили тем самым международный авторитет России. Русскими войсками, помимо самого Петра, руководили такие полководцы как Ф. Апраксин и А. Меншиков , благодаря мастерству которых Россия в конечном счете одержала победу. Война завершилась подписанием Ништадтского мирного договора в 1721 году. Последствиями победы в войне стал выход России в Балтийское море, что способствовало торговле и связям с Европой. Россия вошла в число мировых держав, а Петр I получил титул императора.
В целом, политика Петра I вызывала споры как среди современников, так и в будущем среди историков. Такие историки как: В.Н.Татищев, Ломоносов считали реформы Петра основой для расцвета государств, другие (В.О.Ключевский, М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин) склонялись к мнению, что его нововведения разорили страну и разрушили русские национальные устои. Но несмотря на противоречия относительно реформ, все историки признают величие Петре I во внешней политике, так как именно при нем Россия стала великой европейской державой