<em> </em>ТЕМА 3. ДОЛГ И СОВЕСТЬ<span> Понятие долга ввел в античную философию Сократ, причем не теоретически, а своим послушанием тому приговору, который ему вынес суд Афин. Хотя Сократ был не согласен с приговором суда, но он не мог его нарушить, будучи законопослушным гражданином; тем самым, он продемонстрировал своей смертью пример выполнения гражданского долга. Понятие долга в теоретическом плане появляется только у римских стоиков. Идея долга как основополагающего понятия нравственности имеет свои особенности на Востоке. <em>Восточное осмысление долга связано с его максимальной конкретизацией.</em> Например, в индуизме долг каждого человека состоит из трех обозримых и достижимых вещей: в соблюдении своей “дхармы” (наследственных обязанностей), в выполнении “артхи” (обязанности домохозяина и гражданина), а также в исполнении “камы” (обязанностей любви). Все эти обязанности достаточно конкретны и прозрачны, для их выполнения не надо прилагать каких-либо интеллектуальных усилий. <em>Западное понимание долга, наоборот, максимально абстрактно носит философский характер.</em> Это связано с тем, что к моменту появления этой идеи на Западе уже сложилась интеллектуальная философская традиция. Западная этика провозглашает лишь саму идею долга, которую сам человек должен наполнить конкретным содержанием. Только сам индивид, исходя из конкретной жизненной ситуации, может и должен решить, в чем конкретно заключается его долг. Так, римские стоики (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий) проповедовали идеал невозмутимости и покоя (атараксии). Это состояние достигалось путем разделения всех благ на внешние (которые не находятся во власти человека и по отношению к которым следует быть совершенно спокойным). А также внутренние (состояние души, которое находится целиком во власти человека и зависит от него). Все внешнее относится к безразличной с моральной точки зрения сфере адиафоры (adiafora). <em>Адиафора – сфера нравственно безразличная, которая не находится во власти человека (к этой сфере стоики относят все явления внешнего мира – дом, богатство, друзья, родственники, даже само физическое тело человека).</em> Стоики считали, что только внутренний мир человека имеет нравственное значение и определяет его состояние души (счастье). “Единственное благо – в нас самих, говорит Эпиктет, также как зло – в наших неразумных понятиях и преступных желаниях”. Следует подчиняться тому, что от тебя не зависит (внешний мир) и улучшать в себе то, что зависит от тебя (внутренний мир). В чем заключается долг человека в понимании стоиков? Во-первых, в познании необходимости и подчинении ей. Во-вторых, в развитии своей воли и формировании внутреннего мира. В-третьих, в достижении особого душевного состояния – внутренней свободы, невозмутимости и спокойствия. Наконец, долг состоит в том, чтобы “быть человеком” в любых ситуациях.
Основные заповеди стоицизма сводятся к следующему:</span>
Высшее юридическое образование, конечно же. Важны деловые, моральные, нравственые качества кандидата. В России нужно гражданство РФ (насчет двойного гражданства никто ничего не говорит), человек должен быть не моложе 25 лет (это я Конституцию цитирую, да-да), стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (!). Судья, принмая решение должен быть независим и подчиняться только Конституции и Федеральному закону.
Ощущения обеспечивают сбор сенсорного материала, на основе чего строятся психические образы.
<span>По критерию расположения рецепторов: </span>
<span>1. экстерорецептивные (на поверхности тела) — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные; </span>
<span>2. интерорецептивные (во внутр. органах) — внутренние болевые, вибрационные; </span>
<span>3. проприорецептивные (в мышцах, связках и сухожилиях) — статические, двигательные. </span>
<span>По критерию модальности анализаторов: </span>
<span>1. зрительное ощущение — ощущение света (перепад яркости) и цвета (хроматические и ахроматические цвета) . Рецептор — сетчатка глаза. Колбочки — чувствительны к ЭМ-волнам разной длины — цветное зрение. Палочки — сумеречное зрение. Корковая часть зрительного анализатора находится в затылочной области (17 поле) коры ГМ, кот. работает по экранному принципу. </span>
<span>2. вкусовые ощущения — комбинация 4-х вкусов (горький, соленый — корешок языка, кислый — края языка, сладкий — кончик) . Раздражители — хим. в-ва, растворенные в слюне или воде. Корковый отдел — височная область. </span>
<span>3. кожные ощущения </span>
<span>а) тактильные (ощущения прикосновения, давления) , рецепторы — многочисленны на языке и кончиках пальцев; </span>
<span>б) ощущение тепла (терморецепторы на коже) — больше рецепторов на пальцах и языке; </span>
<span>в) болевые — больше всего рецепторов на спине, щеках. Вызываются температурными, механическими и химическими воздействиями, кот. могут достигать такой интенсивности, что способны разрушить организм; </span>
<span>г) ощущение холода — больше рецепторов на шее, пояснице, щеках, носу. </span>
<span>4.органические ощущения — связаны с интерорецепторами — сытость, голод, удушье, тошнота, боль и т. д. </span><span>Восприятие — психический процесс отражения объектов внешнего мира в целостном виде. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
Процесс формирования психического образа при восприятии есть совокупность опознания, понимания и осмысления, а так же отнесения объекта к определенной категории. На восприятие влияет прошлый опыт, знания, установки. Восприятию свойственны: 1)осмысленность; 2)целостность; 3)структурность (предметность) ; 4)избирательность; 5)константность; 6)апперцепция (прошлый опыт) .
-Слуховое восприятие Мы воспринимаем мелодию, речь.
-Зрительное восприятие Мы отличаем мужское лицо от женского, детское — от старческого. Узнаем знакомых на улице, на фотографии и на картине.
-Восприятие пространства Мы понимаем, какой предмет дальше, а какой ближе, больше — меньше, в какую сторону движется.
-Восприятие времени Наше представление о прошедшем, настоящем и будущем, о длительности какого-либо явления.
Структурность восприятия — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
Константность восприятия обеспечивает постоянство воспринимаемой формы, величины и ЦВЕТА предметов при изменении расстояния, ракурса, ОСВЕЩЕННОСТИ. Объясняется опытом, приобретенном в процессе развития личности.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Константность восприятия. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых нами предметов отличаются определенной константностью (постоянством) отражаемых в сознании свойств этих предметов.</span>