Внутреннее положение Казахского ханства. В годы правления хана Тауке Казахстан оставался централизованным государством. В Казахском ханстве царило спокойствие, соблюдались законы, реже случались межплеменные распри. Крупные конфликты разрешались при посредничестве авторитетных биев. Были устранены разногласия по поводу распределения пастбищных угодий и водных источников. Российский исследователь XIX века И. Крафт подчеркивал: «Он ... разграничил земли между родами и установил порядок пользования ими». Прекратилась барымта. Каждый казахский род получил свою тамгу и родовые метки (ен). Повысилась боеспособность народного ополчения.<span>Внутреннее единство позволило удерживать огромную территорию от вторжений иноземных завоевателей. На севере казахи занимали земли до российского города Тары (Омская обл.) и до Ташкента - на юге, от Жайыка (Урала) - на западе и Среднего Прииртышья - на востоке. Были случаи кочевания казахов в районе низовьев Волги, которую казахи издревле называли «Едiл» (Едиль).</span>Являясь представителями кочевого образа жизни, казахи в то же время занимались земледелием и ремеслами. Города и земледельческие оазисы входили в экономическую систему Казахского ханства. Города являлись и центрами обмена, и ремесел. В начале XVIII века кочевое скотоводческое хозяйство казахов было тесно связано с земледельческими и городскими центрами. Стабильное развитие ремесел и караванной торговли способствовало формированию мощного экономического потенциала, на котором долго существовало Казахское ханство.Тауке хан был известен в истории и как правитель, создавший свод законов «Жеты-Жаргы» («Семь узаконений»). При нем активно действовал Совет из числа авторитетных степных мудрецов - биев Толе, Казыбека и Айтеке. С их личностями ассоциировалось единство и сплоченность всего народа и ханства. При нем ежегодно созывался съезд авторитетных представителей трех жузов. Он проходил на территории Южного Казахстана в местности Култобе. Ставкой знаменитого хана был определен священный город Туркестан. На юге и юго-востоке страны кипела городская жизнь. Только в бассейне реки Сырдарья казахи управляли 32 городами.Не случайно время нахождения у власти Тауке хана исследователи связывают с «золотым веком» Казахского ханства. Известный российский исследователь А.И. Левшин писал об этом правителе следующее: «Он успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе».
<span>Безусловно, Владимир Мономах был сыном своего
времени. В 1093 -1113 гг. помимо половецкой угрозы его занимали три проблемы:
он заводил села и строил укрепленные города в Ростово-Суздальской земле,
расселяя по ней захваченных в междоусобиях пленников; враждовал с двоюродным
братом Олегом Тмутараканским за Чернигов; интриговал против Святополка II,
надеясь заменить его на великокняжеском столе. Но не эти дела князя летописцы
поставили ему в заслугу. А то, что защиту Русской Земли от половцев Владимир, в
отличие от многих других князей, поставил выше всех своих личных амбиций. Ради
борьбы с половцами он нашел, в конце концов, компромисс со всей своей родней,
убедил всех объединить силы, и повел это общерусское воинство на Великую
Половецкую Степь.</span>
Ислам не только сыграл объединяющую и цивилизующую роль в судьбах арабов, он наряду с другими факторами привел к возникновению гигантского исламского мира.
До принятия ислама у арабов преобладали языческие верования, но на них оказывали сильное влияние иноземные религии. На севере и юге Аравии рядом с арабским населением мирно уживались христианские и иудаистские (еврейские) общины. Еще до появления ислама арабские проповедники выступали с идеей единобожия. Одним из них был пророк Мухаммед (Магомет, 570-632), заложивший религиозные основы исламской цивилизации. В Коране, священной книге ислама, содержались откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду. В них ясно прослеживается влияние христианства и иудаизма, хотя сам пророк считал, что эти религии лишь предшествовали исламу, с его несравненно более полными откровениями.
<span>Догматика Корана довольно проста, она покоится на пяти "столпах веры". Мусульманин должен верить в единого Бога (Аллаха) и его посланника Мухаммеда, ежедневно пять раз читать молитву, поститься, подавать милостыню и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, где в храме Кааба находится священный черный камень (по мнению мусульман, это окаменевший ангел, который должен ожить в день Страшного Суда). Идеи ислама пронизаны фатализмом - верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому объективно этика ислама (в отличие от конфуцианской, католической или тем более протестантской) принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира.</span>
1 - б) губерния
2-<span>а) православие
</span>3-<span>б) крестьяне</span>