В искусстве средневековья последовательно сменили друг друга романский стиль, характерный для X—XII веков, и готический (XII—XV века). Идеология и культура средневековья опирались на феодально-церковные основы. И романский стиль, и готика развивались в областях, где господствовала католическая церковь. Искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Отсюда символико-аллегорический характер его художественных образов.
Если для древних греков и римлян внутренний мир и телесный облик человека были лишь различными сторонами человеческой сущности, то в сознании людей средневековья душа и тело чаще всего воспринимались как два противоположных начала. В отличие от ваятелей античности мастера раннего средневековья стремились передать не телесную красоту человека, а возвышенные чувства его души.
Ведущее место в средневековом искусстве занимала архитектура: замки, монастыри и соборы. Романский замок представлял собой массивную крепость, расположенную часто на неприступном месте. Однообразные толстые стены, маленькие окна-бойницы, простые по очертанию арочные проемы — весь суровый облик замка соответствовал образу жизни тех воинственно настроенных феодалов, которые жили в его мрачных стенах.
Возникшая в эпоху готики смелая и сложнаякаркасная конструкция собора позволила преодолеть массивность построек предшествующего романского периода. Собор стал средоточием городской жизни, где наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания граждан.
Огромное, подавляющее своими масштабами пространство собора, устремленность в небо его башен и сводов, подчиненность, слияние скульптуры с архитектурными формами, таинственное свечение витражей оказывали сильнейшее воздействие на верующих.
В период готики начали быстро развиватьсяградостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни), складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Узкие готические фасады двух-пятиэтажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.
Синтез искусств в готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система религиозных сюжетов намного шире, стройнее, логичнее. В ней отразились все средневековые представления о мире. Основным выразительным средством в готике была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы получили богатое художественное содержание — застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, их обращением друг к другу, к зрителю. Для готической скульптуры, словно слитой с вытянутыми формами соборов, была характерна некоторая условность пропорций человеческого тела, выразительность ритмов и силуэтов.
Власть церкви сказывалась на творчестве средневековых художников, ограничивая их возможности в создании образов, приближенных к повседневной, реальной жизни. Но лучшие создания готики свидетельствуют о высоком художественном вкусе безымянных народных мастеров.
1801-1803 годы – добровольное вхождение в состав Российской империи княжеств Восточной Грузии.
1804-1813 годы – Русско-иранская война.
1806-1812 годы – Русско-турецкая война.
Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство. Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.
Совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. Люди зависели от природы.
Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров Так из охоты возникло скотоводство.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. Этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет.
В результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. Для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами. Появилось более совершенное оружие для охоты.
Для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. Примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. Так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное.
Из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). С начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. Так возникло ткачество. С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.
Переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами. Между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. Несколько родовых общин объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.
Источник: https://interneturok.ru/istoriya/5-klass/zhizn-pervobytnyh-lyudey/vozniknovenie-zemledeliya-i-skotovodstva