<span>Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называла его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть населения (часть интеллигенции), а также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти реформы. Так, К. П. Победоносцев</span><span> на первом совещании правительства Александра III 8 марта 1881 г. подверг резкой критике и крестьянскую, и земскую, и судебную реформы Александра II, назвав их «преступными реформами», и Александр III фактически одобрил его речь(69) (70)</span>. А многие современники и ряд историков утверждали, что действительного освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения, причем несправедливый); не были отменены телесные наказания в отношении крестьян (которые сохранялись вплоть до 1904—1905 гг.(71<span>); учреждение земств привело к дискриминации низших сословий; судебная реформа не смогла воспрепятствовать росту судебного и полицейского произвола. Кроме того, по мнению специалистов по аграрному вопросу, крестьянская реформа 1861 года привела к возникновению серьёзных новых проблем (помещичьи отрезки, разорение крестьян), которые стали одной из причин будущих революций 1905 и 1917 года.</span>
После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы
много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих
убеждений, но он этого не делал:
Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил.
В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.
1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 г.
Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений» , по приговору
собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так,
старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его
костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота! » (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь! » . Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников. Вопрос к классу: Правильно ли поступил
Ян Гус, отказавшись отречься от своих взглядов.
ВЫВОД: Гус предпочел умереть, но не
отступить от своих убеждений. Подвиг Яна Гуса
показывает, если в жизни приходиться выбирать
между жизнью и честью, благом Родины, то Ян Гус -
<span>пример для подражания.</span>
Иван 3..........................................................
<em>когда исследовали </em><em>древности</em><em />
В начале января 1598 г. со смертью царя Федора Ивановича прекратилась<u> династия Рюриковичей</u>, потомков Ивана Калиты<span>. </span>
<span>Ближайшими родственниками московских государей были бояре Романовы: первая жена Ивана Грозного происходила из этого рода. Глава семьи боярин Федор Никитич Романов приходился царю Федору двоюродным братом. Однако Земский собор в феврале 1598 г. избрал царем Бориса Годунова, шурина покойного царя, фактического правителя Московского государства при болезненном, тихом и богомольном сыне Ивана Грозного. В многочисленной семье Романовых Борис Годунов видел соперников и в 1601 г. подверг их опале. Федора Никитича постригли в монахи под именем Филарета и отправили в ссылку. Его жена Ксения Ивановна, происходившая из дворянской семьи Шестовых, также насильно была пострижена под именем Марфы. Их сына Михаила (род, в июле 1596 г.) с сестрой Татьяной, дядьями, тетками и другими родственниками сослали в отдаленные северные места. </span>
<span>Началось Смутное время, появились самозванцы. В апреле 1605 г. скоропостижно умер царь Борис, вскоре был свергнут и убит его сын Федор. Около года престол занимал Лжедмитрий I. После его свержения на престоле оказался выборный царь Василий Иванович Шуйский, происходивший из рода Рюриковичей. В июле 1610 г. царя Василия "свели" с престола, насильно постригли в монахи и увезли в Польшу, где он и умер. Власть перешла к боярам, в Смоленск было отправлено посольство во главе с Филаретом, ставшим к тому времени митрополитом, и князем В. В. Голицыным договариваться о приглашении на московский престол сына польского короля Сигизмунда III королевича Владислава. Переговоры затянулись, так как Сигизмунд хотел сам занять московский престол. По его приказу послов арестовали и отправили в Польшу. Поляки заняли Москву. Только в октябре 1612 г. ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило столицу. Страна была разорена, западные русские земли захватила Польша, а Новгород - Швеция. </span>
<span>В такой обстановке в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор для избрания нового царя. Прежде всего Земский собор постановил не возводить на престол никого из "иноверных" принцев, а выбрать кого-нибудь из "великих московских родов". Еще в 1610 г. патриарх Гермоген указывал на молодого Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета. В 1613 г. "на нем сошлись такие враждебные друг другу силы, как дворянство и казачество"</span>