Исто́рия (др.-греч.ἱστορία[⇨]) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека(его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.
Эта статья — о научной дисциплине. О процессе развития человеческого общества см. Всемирная история.
Запрос «историк» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
В более узком смысле история — этонаука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинахсобытий.
Первоначальное значение, этимология и смысл термина
Первоначальное значение слова «история» восходит кдревнегреческому термину, означавшему «расспрашивание,узнавание, установление, добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. Вдревнеримской историографии(историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.
Николаос Гизис. Аллегория истории (1892)
Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины.
Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть». В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать».
В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например,Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также словоhistoreîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всюэллинистическую цивилизацию.
В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «естественная история». Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого являетсяпамять (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII веке. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история».
Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи[стиль]. По словам итальянского мыслителяБенедетто Кроче, «вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.
Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание историческойхроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого историческогоархива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.
Атумтай и Нашарван,Батыр боран,Дочь визиря.
Говоря о старинных монетах люди интуитивно ожидают увидеть чего-то круглого и блестящего, а на деле это позеленевшие кусочки меди часто очень неправильной формы.
Отрар - древний город, где как в зеркале времени отразилась вся история денег, которые веками употребляли жители Казахстана. Они были очень разными эти деньги. И денежных реформ в те века было куда больше, чем сейчас.
Сейчас китайские юани в обменниках можно встретить разве что в Алматы. В областных центрах вообще не востребованы. При этом первыми монетами, которые стали употребляться на территории Казахстана, были как раз китайские. Назывались они ушу и были найдены археологами в могильнике Мардан в Отрарском оазисе. Относятся они к рубежу нашей эры. Так что жители Южного Казахстана начали пользоваться деньгами в ту пору, когда в Риме правил император Тиберий, а в Палестине проповедовал Иисус Христос. На нашей же территории процветало довольно крупное государство Кангюй, с которым вынуждены были считаться китайские императоры из династии Хань. Торговля по Великому Шелковому пути процветала. И денежным обращением на нашем его отрезке ее обеспечивал Китай.
Выпуск монет ушу, или, как их еще называют, - ушуцянь, продолжался в Китае при нескольких династиях и завершился лишь в VI веке нашей эры.
После этого в городах Южного Казахстана и Семиречья начинают использоваться другие китайские монеты кайюань тунбао (чувствуете схожесть с названием современной китайской валюты?). Но именно тогда в VIII веке китайская денежная монополия была подорвана согдийцами.
Этот предприимчивый народ восточноиранского происхождения торговал по всему Шелковому пути. Именно согдийцы составляли основное население городов на территории Казахстана, подвластных тюркским каганам. Были они и содержателями многочисленных караван-сараев, от Китая до Ирана.
Сначала согдийцы чеканили китайские монеты без всяких изменений. Сейчас это можно было бы назвать пиратскими копиями. А дальше на них стали появляться надписи на согдийском языке и бухарская символика в виде ножа.
Масса китайских и согдийских монет найдена при раскопках городского рынка Отрара. VII-VIII века, время, когда города Европы приходят в упадок. На средней Сырдарье - напротив, расцветают города и торговля. Эти города начинают чеканить собственные бронзовые монеты, за образец которых берутся согдийские образцы. Но и китайское происхождение денег в регионе не было забыто в "память", о чем на монетах были квадратные отверстия.
Деньга VII в.
Государство тюргешей
Бронза
Городище Алтын -тобе
(Отрарский оазис)
Эти деньги были у нас в ходу целых два века.
Правителями городов были тюрки, и изображали они на своих монетах свирепых львов на одной стороне и собственные тамги на другой. Такие монеты характерны и для отрарского, и для чачского (ташкентского) оазисов, и Семиречья.
Древнетюркские монеты Чача можно разделить на две основные группы:
1) без тюркских титулов (выделены по иконографическим особенностям оформления); (рис. 1)
2) с тюркскими титулами, переданными согдийским письмом (рис 2).
От тюргешей до монголов
Собственно, тюркские государства тоже стали чеканить свои деньги довольно рано. И приоритет здесь, безусловно, у каганата тюргешей. Тех самых тюргешей, что отчаянно воевали и с арабами, и с китайцами, и тех, что первыми из тюрок начали принимать ислам. Причем добровольно через посредство миссионеров, поскольку внедрить новую веру огнем и мечом в наших краях у арабов не получилось.
Тюргешские ханы чеканили монеты четырех типов. Эти деньги использовались в расчетах на большой территории от Семиречья до Согда (современный Таджикистан). Выпускались монеты в городах Суйябе, где находилась ставка кагана, и Таразе. На одной стороне монеты помещалась тамга хана, а на другой - надпись "небесного тюргеш-хакана деньга"
Одновременно в Чуйской долине свои монеты выпускал тюркский народ тухуси, подчинявшийся тюргешам, но их деньги только в самой Чуйской долине и имели хождение.
В начале второй половины VIII века тюргешей под
<span>Потому что рабы были собственностью богатых людей. Они не имели ни имущества ни собственной земли и вообще никаких прав. Их могли продать, убить, и это считалось правом их хозяев. </span>