В литературе существуют особые стилистические фигуры, суть их заключается в том, что в тексте намеренно повторяется какое-либо отдельное слово или речевая конструкция.
Это делается для того, чтобы придать тексту больше яркости, выразительности, экспрессивности.
Все эти приёмы можно назвать одним словом - лексический повтор.
С его помощью идёт выделение какой-то части высказывания, на которую читателю или слушателю стоит обратить внимание.
Лексические повторы бывают нескольких типов.
1) Анадиплосис.
Анадиплосисом называется приём, когда последнее слово (фраза) первой части речевого отрезка повторяется в начале второй части речевого отрезка.
Этот термин имеет древнегреческое происхождение: ἀναδίπλωσις - "сдвоенность".
Пример этой стилистической фигуры приведём из стихотворения Алексея Кольцова:
2) Анафора.
Это повторение начальных частей (звуков, морфем, частей слов, слов, групп слов) нескольких самостоятельных речевых отрезков (стихов, строф и др.).
По-другому анафора называется единоначалием.
Слово "анафора" также древнегреческое (ἀναφορά) и означает "восхождение".
Пример этой стилистической фигуры приведём из стихотворения М.Ю. Лермонтова под названием "Родина":
Здесь трижды повторяется частица "ни".
3) Эпифора.
Это понятие является противоположным анафоре - здесь слова (словосочетания) повторяются в конце речевых отрезков.
В переводе с древнегреческого эпифора (ἐπιφορά) означает "прибавление".
Пример эпифоры приведём из стихотворения Ф.Г. Лорки "Пустыня":
4) Симплока.
Это сочетание анафоры и эпифоры, то есть повторы можно увидеть как в начале, так и в конце речевых отрезков.
В переводе с древнегреческого симплока (συμπλοκή) означает "сплетение".
Пример симплоки можно привести из известной русской народной песни:
Смежные стихи имеют общее начало "во поле" и общий конец "стояла".