Прототипом литературного героя <span>Робинзона Крузо стал шотландский моряк </span>Александр Селькирк, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца
Глубокими корнями связаны с Подмосковьем жизнь, творчество и общественная деятельность великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Современник Тургенева и Толстого, сподвижник Некрасова и Чернышевского, страстный борец против крепостного права и буржуазно-помещичьего произвола, Салтыков-Щедрин оставил огромное литературное наследство. И много из того, что было создано им, взросло на Московской земле, с которой он никогда не порывал связи. М.Е. Салтыков родился в селе Спас-Угол бывш. Калязинского уезда Тверской губерний в семье помещика - крепостника. Многие деревни и села округи в зрелом возрасте были ему хорошо известны. Это Ермолино, Никитское, Жизнеево, Ширятино. Крепостничество стало той атмосферой, в которой рос и формировался будущий писатель. "Я вырос, - писал он, - на лоне крепостного права". Во времена Салтыковых к усадьбе вплотную подходил лес, рядом лежало поросшее кустарником Никитское болото. "Равнина, покрытая еловым лесом и болотами, - таков был общий вид нашего захолустья", - вспоминал писатель. Дом, в котором родился будущий сатирик, был просторный, двухэтажный, с мезонином. Примечательно, что у жестоких крепостников была комната-часовня, завешенная иконами и заставленная всем необходимым для богослужения. Подобно владельцам Головлева - героям романа Щедрина "Господа Головлевы" - Салтыковы были полны лицемерия и ханжества, вероятно, именно в силу этого с детства вырабатывалась в писателе величайшая нетерпимость к двоедушую и фальши. "Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольной массой к ним, но и во все формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным. С недоумением спрашиваешь себя: как могли жить люди, не имея ни в настоящем, ни в будущем иных воспоминаний и перспектив, кроме мучительного бесправия, бесконечных терзаний поруганного и ниоткуда не защищенного существования?" Воспитанный на статьях В.Г. Белинского, Салтыков выступил в литературе с повестями "Противоречие" (1847), "Запутанное дело" (1848), излагая в них мысли о необходимости преобразовать общественный строй России. За эти повести царское правительство сослало молодого писателя в Вятку, где ему пришлось прожить с 1843 по 1855 г. В 1953 г. Салтыкову удалось получить кратковременный отпуск, и он провел его в родных местах, в новом имении своей матери. В Ермолинской усадьбе не раз бывал Михаил Евграфович и в поздние годы, впечатления от "своего захолустья", глубокое знание помещичьей и крестьянской жизни легли в основу многих произведений великого сатирика, прежде всего в основу романа "Господа Головлевы" и "Пошехонской старины". Художественно перевоплощенными на страницах романа "Господа Головлевы" фигурируют члены семьи Салтыковых - отец и мать писателя, их дети - "постылые" и "любимчики", многими чертами характера старший брат Дмитрий напоминает кляузника и ханжу Порфирия. Некоторые события, изображенные в "Пошехонской старине", также произошли на родине писателя. В 1862 г., выйдя в отставку и получив заем от матери, Михаил Евграфович купил небольшое имение в нескольких верстах от станции Пушкино близ Москвы - Витенево. В Витиневе он работал над многими известными сатирическими произведениями. "Помпадуры и помпадурши", "История одного города", "Письма из провинции", "Дневник провинциала в Петербурге", наконец, здесь была создана глава "Выморочный", вошедшая в роман "Господа Головлевы". Бедственное положение "освобожденного" крестьянина гюдняло на его защиту и объединило все лучшее, что было в русской культуре XIX века. Среди страстных борцов за обновление общественного строя царской России Салтыков-Щедрин занимает одно из самых почетных мест.
«Мертвые души» это главная книга Н.В Гоголя. К сожалению он не представил нам продолжения сего шедевра. Но как он говорил: «поэзия есть чистая исповедь души» из чего следует, что читатель в состоянии найти ответы на страницах поэмы.
В произведении поднимается множество проблем, каждая из них находит отклик в главном герое. Кто он загадочный Чичиков, который ворвался в жизни русских помещиков. Автор несомненно проникнут любовью к своему герою. С самого детства он замечает в нем большой ум с практической стороны. С раннего юношества парень занимался «делами», никогда не сидел без дела, пытался построить свое состояние. Но каждый раз добравшись до наивысшей точки своих мечтаний он с грохотом падал в низ. Актуален ли образ Чичикова сегодня? Много ли людей в нашем современном обществе являются прообразом души главного героя?
Рассуждая над этим вопросом я хочу обратить внимание на современных людей. С болью в сердце, но мы должны признать, что оно стало строится на предпринимательских отношениях. Всем что-то нужно, каждый ищет способы это получить. В наше время межличностные отношения стали уходить на второй план, на их место пришла выгода и скупость. Все это мы можем найти в литературном герое поэмы «Мертвые души». Автор нарисовал портрет будущего человека, тогда подобных Чичикову еще было мало, они лишь зарождались. К нашему времени их количество стало превышать половину и в этом действительно есть проблема.
Гоголь задумал своего героя с целью вырастить в нем высоконравственного человека. Полагается, что изменения должны были проходить на протяжении всех томов, а в конце Гоголь должен был показать совершенно нового героя. Но так как продолжение произведения было уничтожено, мы никогда не узнаем, смог ли Чичиков измениться.
Гоголь не сделал своего героя только плохим или хорошим. Он наделил его такими талантами как — усидчивость, стремление к цели, находчивость (идея с мертвыми душами), умение находить выход из любой сложившейся проблемы. Но к таким хорошим качествам он так же добавляет пороки, что бы сбалансировать его личность. К порокам относятся — скупость, жажда наживы, отсутствие сильных чувств к кому либо. И в действительности, за весь период повествования поэмы, автор не дает нам точный вопрос на то, готов ли Чичиков любить по настоящему.
Как известно мертвых душ он покупал ради «дела», которое должно было принести ему большую прибыль. Деньги были ему необходимы как никогда, ведь он мечтал жениться на статной и богатой девушке. Опять же, мы видим, что в таком сердечном деле, как любовь и свадьба, он ищет выгоду. Ему не важно кто будет эта девушка, как она себя поведет. Последний отказ очень сильно его ранил, ведь та девушка в действительности понравилась ему. Но маленький капитал не впечатлил ее родителей, поэтому он получает неприятный отказ.
<span>Актуален ли этот образ в наши дни? Из всего выше сказанного я прихожу к выводу, что он в действительности актуален. Гоголь создал образ человека, который будет существовать спустя несколько столетий. Cсуществуют люди, которые так же готовы угодничать своему начальнику, как делал это Чичиков. МЫ не можем назвать его отрицательным героев, ведь для Гоголя положительные качества, которыми обладал его герой, казались ему окном в будущее. Можно сказать больше, этот образ стал более частым и сильным явлением в нашем обществе. Это ни есть норма, и что актуально не всегда бывает правильным, это стоит помнить!</span>