Тарғынның әкесі – Қосы. Бекетұлы нұсқасында
<span>В этой басне в образе
Свиньи автор подверг осмеянию людские пороки — жадность,
неблагодарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу
разума.
Для Свиньи Дуб — это и возможность раздобыть пищу, и удобное место для
сна:
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним…
Однако она не только не чувствует благодарности к Дубу за кров и еду,
но и не считает, что поступает плохо, подрывая корни дерева. Ее
пытается образумить Ворон:
Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.
Свинья не хочет понимать, что появление желудей, которыми она кормится,
напрямую зависит от жизнеспособности корней, которые она теперь губит:
Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от
них жирею.
К Свинье обратился сам Дуб, обвинил ее в неблагодарности, при этом
сказал:
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут…
В конце басни автор сравнивает Свинью с невеждами, которые ругают все
новое, прогрессивное, не понимая, что достижения науки направлены на
то, чтобы облегчать жизнь им же.
Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль этой басни заключается в том, что не следует нелестно отзываться о
чем-то новом, непонятном: не исключено, что оно в будущем сослужит
добрую службу. В басне высмеиваются невежество, грубость и
неблагодарность Свиньи, которая не видит ничего дальше своего рыла.</span>
<span><span><u /></span></span><span>Александр Сергеевич Пушкин — прежде всего поэт-лирик. В своем творчестве он обращался к темам, </span>
<span>которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт </span>
<span>выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и </span>
<span>жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо </span>
<span>только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для </span>
<span>Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно </span>
<span>возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и </span>
<span>разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода </span>
<span>игривы. </span>
<span>Ах! Если превращенный в прах, </span>
<span>И в табакерке, в заточенье, </span>
<span>Я в персты нежные твои попасться мог, </span>
<span>Тогда в сердечном восхищенье, </span>
<span>Рассыпался на грудь под шелковый платок </span>
<span>И даже… может быть… </span>
<span>("Красавице, которая нюхала табак") </span>
<span>Так, в стихотворениях "Красавице, которая нюхала табак", "Монах", "К Наташе" все обращается в шутку, в </span>
<span>игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр </span>
<span>"легкой поэзии". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и </span>
<span>эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики — стихах в альбом. </span>
<span>Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей </span>
<span>признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения. </span>
<span>…Отечество почти я ненавидел — </span>
<span>Но я вчера Голицыну увидел </span>
<span>И примирен с отечеством моим. </span>
<span>("В альбом Голицыной") </span>
<span>В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. ("О, Масон", "Как </span>
<span>сладостно!.. Но боги, как опасно…"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему </span>
<span>впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. "Где женщина не с хладной красотой, </span>
<span>но с пламенной, возвышенной, живой?" Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду "Вольность". В первых же </span>
<span>ее строчках он изгоняет "царицу Цитеры" — богиню любви Афродиту, а "изнеженную лиру" собирается </span>
<span>"разбить", чтобы "воспеть свободу". В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской </span>
<span>лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в </span>
<span>прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого </span>
<span>настоящее уже далеко: </span>
<span>Мне вас не жаль, года весны моей, </span>
<span>Протекшие в мечтах любви напрасной… </span>
<span>Где прежний жар и слезы вдохновенья? </span>
<span>Придите вновь, года моей весны! </span>
<span>В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного.Ну это лично мое мнение
</span>
<span>Лев, волк и лиса
Встретились как-то лев, волк и лиса.
— Давайте жить сообща,— предложил лев.— Будем вместе охотиться и вместе делить добычу.
«Не к добру это»,— подумала лиса, ибо знала, что дружба с сильным опасна для слабого. Но волк уговорил ее: уж очень льстила ему дружба с царем зверей!
Дичи было много, и звери стали жить припеваючи. Пото: охотиться стало труднее, и они часто возвращались из лесу полуголодные.
Отчаявшись, звери совершили набег на аул и утащили осла, козла и ягненка.
— Приступайте к дележу,— сказал лев, когда они зашли далеко в лес.
— О царь, ты самый сильный! Ты возьмешь осла, я — козла, а лисе, как самой маленькой, достанется ягненок,— сказал волк и посмотрел на льва, ожидая похвалы.
— Мне, царю, одного только осла?! — закричал лев и ударом лапы перебил волку хребет.
— Дели добычу, лиса! — приказал он.
— О царь! Ты позавтракаешь ослом, пообедаешь козлом, а на ужин тебе хватит ягненка.
— Молодец! — похвалил лев лису.— Но кто тебя научил так справедливо делить добычу?
— Труп этого волка,— ответила лиса и скрылась.
</span>