Помимо Бирюка-лесника в рассказ введены следующие образы крепостных мужиков: мужик-вор, тайно рубивший лес под прикрытием непогоды; упоминается слуга автора - Еремей и дан коллективный образ крестьян. Крестьяне, принадлежавшие автору-барину, в частности, его слуга Ермолай, много раз рассказывали ему о леснике Бирюке, которого "все окрестные мужики боялись, как огня". Вот как они отзывались о Бирюке: "мастер своего дела", "силён, ловок, как бес". Мужики пытались подкупать лесника вином и деньгами, но на "приманку" тот не шёл. "Добрые люди" не раз собирались его "сжить со света", а он не давался. Так же отзывались о Бирюке и соседние крепостные, которые "шалили" в лесу ( рубили деревья, тащили и вязанку хвороста ) обычно ночью, в плохую погоду. Мужик-вор захвачен Бирюком во время такого занятия. Вот как его описывает автор: голос у него жалобный, "заячий". Сам он в лохмотьях. Лошадёнка - "дрянная". Он - жертва лесника, достаточно слаб, чтобы оказать сопротивление Бирюку, который скрутил ему руки кушаком. Бирюк награждает его презрительным обращением -"ворона". В избе у мужика оказалось " испитое, морщинистое лицо, беспокойные глаза, худые члены, " - таким видит его автор, описывая вора с явным сочувствием. Беспокойные глаза мужика говорят и о страхе наказания за нечестный промысел; он и не знает, чего ожидать от незнакомого ему барина, приказавшего Бирюку не трогать бедолагу. Но девочка, дочь Бирюка, заснула у его ног, видимо, ассоциируя его с чем-то вроде знакомого дворового пса, которого не стоит бояться. За этой деталью скрыто многое: скорее всего, она знает, что вор будет отпущен, что наблюдала она уже не раз на примере других мужиков, поэтому и мужику надо бы расценить этот знак, как благой. Характеризует мужика и его речь, состоящая из 15-ти реплик. Обращаясь четырежды к Бирюку по имени-отчеству, он просит отпустить его с миром, объясняя, что ворует "с голодухи". Он собственность соседнего, видимо, очень беспечного помещика, так как все его крестьяне разорены и поэтому всем им приходится быть ворами. " Ваша вся слобода такая - вор на воре", - пеняет ему Бирюк. Но более всего боится мужик наказания от бирюковского помещика: " Ваш-то, сам знаешь, заест, во как". Поэтому даже обещает заплатить (?) за принесённый ущерб, лишь бы ему вернули его лошадёнку - без неё семья совсем пропадёт. <span>Видя, что унизительные просьбы не действуют, мужик меняет тон. Это уже не проситель, а обвинитель. Глаза его "загорелись", на лице "выступила краска". " А до тебя, погоди, доберёмся! - кричит он, используя глагол " добираться" во множественном числе. - Недолго тебе царствовать, затянут тебе глотку! " В этот момент " распоясавшийся" невольник словно забыл о присутствии автора, забыл о страхе наказания, являя столь стихийный протест. Не потому ли он так смело говорит сейчас от лица крестьянского сообщества, что ему известны случаи устранения тех, то выслуживался перед господином.</span>
Над рекой Прозоров долго стоял у берега. Облако и небо отражались в омуте с удивительной точностью, без единого нарушающего иллюзию искажения. Еще в детстве, бывая у тетки, он подолгу стоял у реки и смотрел в это бездонное перевернутое небо. Ему казалось тогда, что травяной берег под ним обрывается синей бездонной пропастью. И так страшно было прыгать в эту небесную пропасть…И он, наконец, решился. Закрыв глаза и задержав дыхание, он ласточкой бросился в эту небесную синь.<span>Нежной прохладой встретила его река. Перевернувшись на спину и широко раскинув руки, он медленно плыл по течению. Чуть прикрытые глаза наблюдали, как по бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-желтому, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца. Жгучий и ослепительный, он заливает радостным блеском водяную гладь реки</span>
Маша Миронова-молодая,провинциальная ,бедная дворянка,лет 18-ти.Сирота,в процессе повествования:"дочь заслуженного воина, погибшего за отечество".Румяная,здоровая девушка,хороша собой Простая и прямая,как и её отец,комендант Белгородской крепости:"одета была по‑прежнему просто и мило."
Мария-образец благоразумия,но чувствительна и впечатлительна:"Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку."
Мария умна,благоразумна:"похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова".
Нежная и очень естественная девушка,скромна и осторожна:" в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию".
Доверчивая,добрая,великодушная,Мария верна и предана,но она -трусиха:"Нет, Маша трусиха. "
Оставшись сиротой,Мария полна чести и достоинства.Она спасает жениха Петра от каторги,приехав в столицу и встретившись с Екатериной II.Это говорит о необычайной силе духа Марии,о её решимости и смелости.
Маша выходит замуж за Гринёва,отстояв его имя,честь и совесть:"Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне".
Ворона и Лисица”: не стоит слушать лестные речи. Они не всегда правдивы.
“Волк и Ягненок”: люди, наделенные мизерной долей власти, часто винят во всех бедах более слабых людей. Правым оказывается тот, у кого больше власти.
“Демьянова уха”: не нужно постоянно нахваливать свой талант. Можно сильно надоесть людям. Привычка расхваливать себя приводит к тому, что люди устают слушать хвастуна.
Мартышка и Очки”: чтобы воспользоваться полезной вещью, нужно обладать знанием и опытом. Даже самая нужная вещь в руках невежды окажется абсолютно бесполезной.
Это стихотворение вызывает грустное настроение. автор размышляет о том, сколько ему осталось жить на этом свете, и каким образом он может умереть. но под конец стиха настроение автора меняется, на лучшее. особенно это проявляется в строчках "т о ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!.. Ну, пошел же, погоняй!.."