Вот тебе пару мыслей писал давно правда но из них можно целое сочинение раздуть.
Группа 1.
Литератор К. Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».
- Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу,
«словно живое существо»? обоснуйте свое мнение обращением к таким стихам, как «Поет зима – аукает…», «Выткался на озере ...», «Сыплет черемуха снегом…».
- Как вы понимаете мысль Зелинского о том, что природа в стихах поэта «показана не созерцательно, а в действии»? Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.
Группа 2.
Литературовед И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приемам звукового подражания…»
- Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина – «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются звоны и шумы в его стихах?
- Какие приемы звуковой выразительности встречаются, например, в стихотворении «Поет зима – аукает…»? Как вы думаете, соответствует ли звуковой рисунок стихотворения названию «Воробышки», под которым оно было опубликовано впервые в 1914 г.?
Группа 3.
Исследователь А. А. Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок… Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым»
- Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Обоснуйте свой ответ примерами.
- Как вы считаете, о каком восприятии природы, каком отношении к ней свидетельствуют особенности стиха, отмеченные литературоведом?
Группа 4.
К. Л. Зелинский заметил, что в стихах Есен6ина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Здесь все мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной».
- Согласны ли вы с тем, что природа в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»?
- Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?
- Согласны ли вы с тем, что эти образы взяты из крестьянской жизни?
- Прав ли исследователь, утверждая, что в родной природе все мило поэту? Разве нет того, что вызывает неприятие?
Группа 5.
Литературовед Н. В. Чубукова утверждает, что ранние стихи Есенина о природе «уже нельзя назвать пейзажными. Это уже не природа сама по себе, а часть единого целого, она неразрывна с человеком».
- Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина нельзя назвать чисто пейзажными? Почему?
- Верно ли, что в этих стихах природа «неразрывна с человеком»? Если да, то как эта неразрывность создается?
Главным героем может быть дуб. Изначально мир был пустыней, но крохотный желудь пророс на неплодородной земле. Прошло много лет, прежде чем желудь стал могучим дубом, закрывающим своей кроной весь мир. Под сенью его ветвей нашли укрытие и дом множество зверей и птиц. Они строили на нем свои дома и растили потомство. Птицы истребляли паразитов, которые досаждали дереву. В тени его кроны росли дивной красоты цветы. Таким образом, по легенде дуб вполне может быть тем самым деревом, которое и положило начало жизни.
Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету... Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:
— Садись мила дочь, в сани.
Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
— Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:
— Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.
А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут...»
Собака съест блин и опять:
— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.
Старуха блины ей кидала и била ее, собачка — все свое...
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица — в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула — и руки врозь...
— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место...
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит.
А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
— Тепло ли тебе, девица?
А она ему:
— Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко...
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко...
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.
Чуть свет старуха посылает мужа:
— Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре...
Старик уехал. А собачка под столом:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.
Старуха кинула ей пирог:
— Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут...»
А собачка — все свое:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут...
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая.
<span>Заголосила старуха, да поздно. Вот и </span><span>сказке Морозко</span><span> конец, а кто слушал - молодец!</span><span>
Источник:<span>http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/morozko.html</span></span>
Предмет: Литературное чтение (УМК «Перспектива»)
Класс: 4 класс
Тема урока: Ф Семяновский «Фронтовое детство»
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- понимать смысл прочитанного;
- находить в прочитанном тексте нужную информацию;
- высказывать предположения и доказывать их правильность.
2. Формировать УУД:
- осуществлять оценку результатов деятельности;
- формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; извлекать необходимую информацию; сравнивать по заданным критериям; осознанно строить речевое высказывание;
- оценивать поступки героев и свою работу на уроке.