Торвальд Хельмер
''Він впевнений у собі :''У мене вистачить мужності і сил...я така людина,яка все може взяти на себе.''
Все більше не знаю.
Бывало, я с утра молчу
О том,что сон мне пел.
Румяной розе и лучу
И мне - один удел.
С покатых гор ползут снега,
А я белей, чем снег,
Но сладко снятся берега
Разливных мутных рек.
Еловой рощи свежий шум
Покойниее рассветных дум.
Повесть о настоящем человеке
Главная мысль,что есть в России мастера умельцы,которых нельзя купить ни за деньги,ни за почет,они верны своей родине,хотя там их не ценят.
Центральная фигура – дедушка, старый декабрист – фигура обобщенная, но многие современники отгадывали Волконского. Дедушка - не «ископаемый» старик, не музейная мумия, а живой и мудрый человек, знающий заповедное слово, которое как великое наследство будет передано подрастающему поколению ( «Вырастешь, Саша, узнаешь») . Временами дедушка напоминает другого некрасовского колоссального деда – богатыря Савелия. В прошлом и у того и у другого тюрьма и сибирская каторга.
<span>Дедушка в поэме окружен ореолом святости, в его описании поэт использует высокий библейский стиль. Т. О. создается образ мученика, в связи с чем значительны параллели с распятым Христом. Ключевую роль играет рассказ дедушки о сибирском селе Тарбагатай (это поселение было действит. , существовало на основе самоуправства, крест. труда) . реальный факт Н. берет за основу, но дополняет его крестьянскими легендами о вольных землях. В описании села мы видим утопическую страну изобилия, где царит мир, согласие, благоденствие на основе свободного труда – снова утопизм некрасовского сознания. Историзм поэмы достаточно условен. </span>
<span>Н. не ставит цели достоверно воспроизвести историю, его задача – просветительская, воспитательная – нравственно воздействовать на молодое поколение. Еще одна задача – показать преемственность традиций, поколений и идеалов.</span>