Дочке моих знакомых полтора года. Девочка еще говорить умеет плохо, произносит только отдельные слоги. Каждый раз, когда ее отвозили в деревню к бабушке на несколько дней, ребенок подолгу стоял у окна и протяжно произносил: «Ма… Ла…» Долго никто не мог понять, что же говорит девочка. Наконец все решили, что таким образом малышка хочет сказать: «Мама ушла», то есть очень скучает по маме с папой.
<span>Нужно сказать, что во дворе на цепи сидела большая собака по кличке Малыш. Всё разрешилось в один прекрасный день, когда девочка как обычно стояла у окна и произносила свою печальную фразу. Бабушка с дедушкой, как могли, утешали кроху: «Не расстраивайся, мама с папой скоро приедут». А ребенок отрывается от окна и четко произносит: «Малыш лает!» Все присутствующие так и покатились со смеху! Наконец стал понятен смысл таинственной детской фразы.
</span>
Капитана Миронова мы видим в первый раз на площади в эпизоде воинского учения. В строю – «человек двадцать стареньких инвалидов». Ими командует комендант, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате». Отметим комическое впечатление, которое производит колпак и халат на командире в момент воинского учения. Дальнейшие сообщения о том, как организована служба в крепости, развивают это первое впечатление примитивности, убогости ее организации. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат … ». А они всё не могут понять, где лево, а где право. В рассказе слышится скрытая ирония, хотя и добродушная. Из единственной пушки, когда понадобилось привести ее в готовность, Иван Игнатьевич вытаскивает мусор и камушки. Укрепления состоят из бревенчатого забора. Виноват ли капитан Миронов в такой организации службы и обороны? Едва ли его можно винить, – это скорее следует отнести за счет общей организации дела обороны правительством. Что может сделать капитан Миронов с гарнизоном, состоящим из старых инвалидов, и с вооружением из одной пушки? Постарайтесь понять подтекст описания крепости и организации обороны ее: автор видит и понимает неизмеримо больше рассказчика. Отбор деталей таков, что читатель подводится к мысли об отсталости всей системы, всей постановки дела защиты окраин государства. Виновато в этом правительство Екатерины II. Речь капитана Миронова совершенно отвечает его простому происхождению и добродушному характеру: «А слышь ты, Василиса Егоровна … я был занят службой: солдатушек учил». Народные обороты свойственны ему. Иногда в речи его появляются слова из военно-служебного лексикона: «Поединки формально запрещены в воинском артикуле» и т. д. Но при всем добродушии капитана Миронова суровая военная служба в условиях того времени, привычка повиноваться, не рассуждая, наложили на него свою печать. В сцене допроса башкирца, схваченного с воззванием Пугачева, проявляется жестокость коменданта. Его ничуть не взволновала страшная внешность башкирца, в результате бессмысленной, бесчеловечной казни лишенного носа и ушей. Он совершенно хладнокровно отдает приказание о пытке.
Подстать коменданту и помощник – поручик Иван Игнатьевич. В рассказе о его поведении в мирной жизни комически переданы эпизоды, в которых выясняется, как он выполняет свои служебные обязанности. Он держит нитки на распяленных пальцах, когда Василиса Егоровна разматывает клубок, нанизывает по ее же «препоручению» на нитку грибы для сушения, торжественно приводит арестованных в момент дуэли Швабрина и Гринева, чистит пушку от мусора и камешков. Для Ивана Игнатьевича все эти дела в равной степени важны. В речи его, как и в речи коменданта, присутствуют выражения военнослужебные и есть архаический оттенок: «В фортеции умышляется злое действие, противное казенному интересу». В отличие от речи коменданта, Иван Игнатьевич в обращении своем с мало еще знакомыми людьми любит обороты, долженствующие свидетельствовать об известной воспитанности: «Смею спросить … вы в каком полку изволили служить? А смею спросить … зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон? Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки … ». Иван Игнатьевич такой же добрый, но ограниченный немудреный армейский служака, как и комендант. Введение его в роман подчеркивает типичность образов старых армейских служак, изображенных в «Капитанской дочке».
Довгий час слово «милосердя» в нашому суспільстві вважалося якимось старорежимним, таким, що принижує людську гідність. Ніби потребують милосердя і жалю слабкі й принижені, тоді як ми - сильні й всемогутні. Що означає це слово, це поняття - милосердя? І, головне, як виховувати милосердя в дітях? Чи можна і чи потрібно виховувати милосердними дітей у наш важкий і все ще недобрий вік?
Якщо поглянути на історичність виховання милосердя в родині, то в селянській сім'ї дітей намагалися навчати милосердя, жалю та співчуття до людей, які потерпіли лихо: нещасних, убогих і жебраків. Звичай зобов'язував селян приймати у своєму будинку стомленого мандрівника: обігріти його, нагодувати й потішити, якщо він в печалі. Жебраків і убогих брали в будинок з тією ж доброзичливістю, що й подорожніх. Вважалося, що подати милостиню, пожаліти, допомогти хворому і бідному - справа необхідна і богоугодна. Допомогу, пояснювалось дітям, необхідно надавати всім, хто її потребує: людям, що постраждали від пожежі чи стихійного лиха, які втратили годувальника, багатодітним сім'ям, що були в злиднях. Виховне слово підтримувалось і ділом: люди допомагали погорільцям, ділилися з ними останнім шматком хліба, намагалися їх втішити, дати притулок. Сім'я, в якій захворів годувальник, могла розраховувати на допомогу односельців, які приходили топити піч, готувати їжу, доглядати худобу. Вдовам і сиротам люди допомагали зорати город, засіяти і віджнивувати.
В наш час багато батьків бояться виховувати дітей добрими і милосердними. Їм здається, що коли діти виростуть, їм буде важко, вони не зможуть постояти за себе. Але потрібно пам'ятати, що добрим і милосердним легше жити, тому, що їх всі люблять. Злість спалює серце, злобна людина частіше хворіє і раніше помирає. Крім того, яка буде майбутня сім'я, майбутній батько, майбутня мати, їхні діти? Естафета добра і зла нескінченна, і в нашому домі на зміну злим дітям можуть прийти злі онуки. Милосердя - це милість серця. Милість, любов, ніжність, м'якість. Немилосердний - жорстокий, запеклий, не відчуває болю іншого, не помічає його, нехтує ним. Чужий біль, нещастя, втрата, падіння - ось на що звернено милосердя. Тож, як навчити дитину відчувати чужий біль, перейматися чужим болем?
Айвенго — чесний і справедливий воїн, який у будь-який момент може прийти на допомогу тим, хто її потребує, тобто приниженим, гнобленим. Довідавшись, що Ребекку несправедливо звинувачують у чаклунстві й погрожують спалити на вогнищі, якщо не з'явиться лицар, який погодиться захищати її честь та мечем доведе її правоту, Айвенго поспішає на поєдинок, щоб захистити нещасну невинну дівчину. Ледве тримаючись у сідлі після тяжкого поранення, Айвенго все ж таки виходить на бій із Буагельбергом. І коли супротивники зійшлися, від влучних ударів обидва лицарі падають. Але Божий суд звершився: Буагельберг гине, а Ребекку виправдовують.
Отже, Айвенго не тільки мужній, сміливий і відважний воїн, а й чесна, порядна, здатна на самопожертву людина; фанатично відданий справі, він служить друзям, з якими поділяє нещастя й небезпеки.
В ТОМ :он рисует сочиняет сказки сочиняет песни стихи рассказы он илустратор