Поэма Мертвые души явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положительного героя. Но не было его в этом несправедливом мире. Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, свихнувшись на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются оеху на человечестве. Таков Плюшкин. А ведь было вре-когда он только был бережливым хозяином! был женат и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, -- - -хозяйству и мудрой скупости... Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей... перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее... скупее... Бережливость переродилась в скаредность, а некогда богатое поместье в развалившееся хозяйство. Вьехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает какую-то особенную ветхость... на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек... Окна в избенках были без стекол... Господский дом глядел каким-то дряхлым инвалидом, только сад, заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: баба или мужик. Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель, все ветхо, грязно и убого. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами. Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен. <span>Встреть его Чичиков в церкви, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но Плюшкин не нищий... У этого помещика была тысяча с лишком душ. В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни, заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок. И все тащил к себе в комнату. Вон уж рыболов Шел на охоту, говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе. Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем еРшим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвертинку бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея, что нельзя обойтись восьмушкой. В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящего о ничтожности и гадости, до которой может дойти челове подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах которым стремился в юности. Грозна, страшна грядущая впеп ди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосеп днее ее, на могиле напишется: "Здесь погребен человек!"-, но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости. Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла крепостного права делающего из людей рабов мелких страстишек, вытравляющего душу. Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ птицы-тройки, способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. Русь, куда же несешься ты Дай ответ. Не дает ответа. </span>
- Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
- Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
Экран:
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
- Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
- К какому жанру относится это произведение? (Марш)
- Воспроизведите ритм марш хлопками.
- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Экран:
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Экран.
На дво-рах и до-мах
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Снег ле-жит по-лот-ном
(Б-Б-У-Б-Б-У)
И от солн-ца блес-тит
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Раз-но-цвет-ным ог-нем.
(Б-Б-У-Б-Б-У)
- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая ).
<em>Как я люблю рождение огня,</em> <em>Моих костров скитальческих исток,</em> <em>Когда дрожит в ладонях у меня</em> <em>Нетерпеливый жаркий лепесток.</em><em>1963</em> <span> Валентина Дмитриевича Берестова мы помним по стихотворениям, которые читали в детстве. Но у писателя, переводчика, поэта-лирика много замечательных стихотворений, полных ярких образов и мыслей. Темой данного стихотворения является рождение огня, а идея - заявлена в первой строчке :</span>"Как я люблю рождение огня" . Стихотворение короткое, состоит всего из одной строфы. Но его 4 стиха рисуют образ неравнодушного лирического героя,который умеет находить красоту и высокий смысл в простом чирканье спички. Мы понимаем, что у него была кочевая жизнь, что ему часто приходилось привычно разжигать костры. И каждый раз его волновал момент рождения огня, его развитие и распространение. Образ дрожащего в нетерпении огонька получился очень ярким и легко представляемым. Огонь, как мы видим в стихотворении, у поэта одушевлен (олицетворение). "Лепесток" - метафора огненного цветка. Эпитеты: жаркий(цветок), скитальческие(костры). Стихотворение написано пятистопным ямбом. Рифма перекрестная. (первый стих рифмуется с третьим, второй - с четвертым). Все рифмы - мужские. В стихотворении много звуков "р", "ж", "с" и "т". Это позволяет нам услышать веселое потрескивание огонька. Я тоже люблю смотреть на огонь. И благоговейное восхищение автора мне понятно.
ГОДУНОВ Бессмертный Пушкин наш изобразил "Бориса";\ Теперь "Бориса" вновь представил граф Толстой... \ Мы ограничимся пословицей одной: \ "С богатым не тянись, а с сильным не борися! " Петр Каратыгин 1870 ГОДУНОВ Ему представился тот страшный час, \ Когда, достичь пылая трона, \ Он заглушил священный в сердце глас, \ Глас совести, и веры, и закона. \ "О, заблуждение! - он возопил: -\ 30 Я мнил, что глас сей сокровенный\ Навек сном непробудным усыпил\ В душе, злодейством омраченной! Кондратий Рылеев 1821 ДУМЫ\XIII. Борис Годунов 1821 или 1822 ГОДУНОВ Нет, он не враг всего, что ново, \ Он вместе с веком шел вперед, \ Блюсти законов Годунова\ Квасной не хочет патриот. Алексей К. Толстой 1857-58 Друзья, вы совершенно правы, Годунов И с той поры державный Годунов, \ Перенося гоненье рока, \Творил добро, был подданным покров\ И враг лишь одного порока. \Скончался он — и тихо приняла\ Земля несчастного в объятья —\И загремели за его дела\ Благословенья и — проклятья!. . Кондратий Рылеев Борис Годунов 1822 Годунов При нем пошло все гладко, \Не стало прежних зол, \Чуть-чуть было порядка\В земле он не завел. Алексей Толстой 1868 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО ТИМАШЕВА <span>ГОДУНОВ Проклиная царство Годунова, \В городах без хлеба и без крова\Мерзли у набитых закромов. \И разъялась земная утроба, \И на зов стенящих голосов\Вышел я- - замученный - из гроба. Максимилиан Волошин Неопалимая купина III. ПУТИ РОССИИ\ 1917(1591- 1613)\Ю. Л. Оболенской</span>