Замена производства, основанного на ручном труде, крупным машинным производством сопровождается возникновением новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.
В древности представления людей об окружающем мире существовали в форме мифов и религиозных верований . Скифы не были исключением из этого правила. Скифская мифология являлась продолжением и развитием общей мифологии иранцев, уходящей корнями в эпоху арийского единства.
Скифы полагали, что вселенная состоит из трех частей — трех миров: верхнего, среднего и нижнего. Средний мир — место обитания людей. Верхний — мир неба и солнца. Нижний — мир земных и водных глубин. Высшей стихией, пронизывающей и символизирующей все мироздание, для скифов был огонь.
Земное пространство скифы представляли как равносторонний четырехугольник, бока которого соответствуют четырем сторонам света, а через центр проходит мировая ось. По этой же схеме строилось описание Скифии как правильного квадрата, южной границей примыкающего к морю, а северной — к достающим до небес горам. Поэтому юг, уходящий в море, воспринимался как низ, а север с восходящими к солнцу горами считался верхом. Путь к северным горам преграждают одноглазые люди-аримаспы и стерегущие золото грифы. За горами, у северного моря скифская мифология помещала страну блаженных гипербореев. Занимая земли старой арийской прародины, скифы сохраняли и общие для всех индоиранцев реальные знания о полярной зоне, в которой ночь продолжается шесть месяцев. Эти древние знания и скифская мифология были источником античных представлений о далеком севере. Из скифских описаний древнегреческие географы черпали и сведения о народах, живших к северу от скифского мира.
В соответствии с арийской традицией общескифский пантеон состоял из семи божеств. Высшим из них была Табити — богиня огня и домашнего очага. Табити воплощала весь миропорядок, всю вселенную, поэтому в числе ее символов — три огня как отражение трехчастности космоса. Табити считалась также царицей скифов, потому что скифские цари, восходя на престол, вступали в священный брак с богиней и тем самым получали власть из ее рук.
Бог Папай — воплощение верхнего мира и небесных сил. Его супруга Апи — богиня нижнего мира, земли и воды. От брака бога-отца Папая и богини-матери Апи рождается Таргитай — бог среднего мира и прародитель скифов.
Геродот в своем повествовании о скифах сравнил скифских богов с греческими. Табити он назвал Гестией, Папая — Зевсом, Апи — Геей, а Таргитая — Гераклом. Еще три божества в семибожном пантеоне скифов: солнечный бог Гойтосир, которого Геродот сравнивает с Аполлоном, богиня плодородия и покровительница браков Артимпаса, похожая на Афродиту Уранию, и бог войны, соответствующий греческому Аресу.
Скифское имя бога войны неизвестно. Ему поклонялись, сооружая из связок хвороста огромные алтари в каждом округе Скифии. На вершине алтаря был водружен железный меч-акинак, который считался изображением божества. Ежегодно ему приносили в жертву мелкий рогатый скот, лошадей и по одному пленнику из каждой сотни захваченных врагов.
Никому из богов, кроме бога войны, скифы не воздвигали ни алтарей, ни храмов. В жертву другим богам приносили только животных — лошадей и рогатый скот. Самое могущественное племя Европейской Скифии — царские скифы — поклонялись и приносили жертвы еще одному богу — Тагимасаду, которого Геродот по-гречески называет Посейдоном, то есть богом морской стихии и покровителем коневодства.
Скифские жрецы, имевшие большое влияние в обществе, следили за исполнением религиозных обрядов и занимались предсказанием. Самой необычной группой скифского жречества были энареи — знатные и пользовавшиеся большой властью служители богини Артимпасы. Энареи — это женоподобные жрецы-мужчины, носившие женское платье и усвоившие женские привычки. Энареи гадали при помощи липовой коры, разрезанной на три полоски. Другие скифские предсказатели пользовались ивовыми прутьями.
Как можно не знать этой глупости
По некоторым историческим справкам, именно у отрогов гор Каратау родился батыр, которому предстояло сыграть решающую роль в битве с джунгарами. В 1710 году на съезде представителей степной знати с участием биев Толе, Казыбека и Айтеке, Богембай-батыр был избран предводителем всеказахского ополчения, в то время как Абулхаиру, будущему хану, было доверено лишь одно крыло ополченцев. Такому признанию Богембая-батыра способствовало его воинское искусство, слава о котором облетела всю степь после ряда его поединков с врагами, в частности, с джунгарским найоном в 1710 году у берегов реки Сары-Кенгир.
Его дед Алдекун и отец Акша были знатными людьми среди своих соплеменников канжыгалы. Отцу батыра хан Аз-Тауке доверил возглавлять войско в 80 тысяч сарбазов. Ко всему прочему, Акша не гнушался “черной работы”, был искусным кузнецом по выковке сабель и кинжалов-акинаков. Уже будучи джигитом, батыр часто ездил по аулам улаживать межродовые споры, участвовал в курултаях биев. К храброму, мудрому юноше тянулись соплеменники. Именно из близких по духу джигитов сложился отряд Богембая-батыра, которых впоследствии в народе нарекут “Канжыгалынын кырык батыры” — сорок батыров из рода канжыгалы. С именем Богембая-батыра связана и знаменитая Анракайская битва, которая произошла в местности на юго-востоке от озера Балкаш, поблизости озера Итишпес. Победа, одержанная казахами на местности Анракай (“место стонов и рыданий джунгар”), была результатом действий казахских ополчений трех жузов, объединенных силами Богембая-батыра. Анракайское сражение произошло весной 1730 года. Джунгарские войска потерпели серьезное поражение и были вынуждены отступить на восток на территорию собственно Джунгарского ханства. Заступник казахского народа, понимая, что у истерзанной страны не хватит сил отразить новое нашествие врагов, что Казахстану необходимо найти сильного союзника, вместе с другими дальновидными представителями власти обращается за помощью к России.
В сороковых годах Богембай ставит перед ханами вопрос о вооружении сарбазу, об обучении литью пушек и ядер, изготовлению оружия и телег. Богембай-батыр в своих аулах устраивает кузницы, собирает рудознатцев, учит своих сподвижников делать порох.
<span>Богембай-батыр до старости не покидал боевого седла, отражая натиски джунгар и китайцев, защищая свои родные земли от врагов.</span>
Национально-освободительное движение в Индии имело определённые особенности. Революционные идеи не находили массовой поддержки. Религиозная традиция отвергала призывы к восстанию и насильственному свержению существующего строя. Значительно ближе индийцам были идеи ненасилия. Борьба против английского колониального господства проходила в форме массовых мирных манифестаций, стачек, бойкота английских товаров. Во главе национально-освободительной борьбы встала основанная в конце XIX в. партия Индийский национальный конгресс (ИНК), в которую входили самые разные политики — от крайне левых до правых. Руководили ИНК умеренные представители национальной буржуазии, требовавшие предоставить Индии самоуправление в рамках Британской империи. Стремясь ослабить национально-освободительное движение, англичане попытались сыграть на противоречиях двух религиозных общин и противопоставили ИНК, в котором большинство составляли индуисты, индийских мусульман. Приверженцы ислама со времён Великих Моголов считались в Индии привилегированным правящим слоем. Религиозная рознь приводила к жестоким столкновениям, уносившим множество жизней.Материал с сайта http://worldofschool.ru