1. Главные причины народных выступлений в первой четверти 18 в.
1) Увеличение государственных повинностей и налогов, связанных с Северной войной, местные платежи и работы
2) Рекрутские наборы
3) Принудительные работы на строительстве Санкт-Петербурга, Азова, Таганрога, каналов
4) Ущемление прав коренных народов Поволжья, Приуралья, Сибири
5) Насильственное введение европейских порядков.
Помимо обычных причин народного недовольства (рост налогов, военные бедствия), в 18 веке появились новые причины социального протеста.
Прости знаю только первое( Надеюсь помогла ;)
Рукопись из Лицевого летописного свода, XVI век
Русские летописи — летописи Руси, памятники древнерусской литературы. Основной письменный источник по истории России и других восточнославянских земель допетровского времени.
Оригинальные летописи( большая часть) не сохранилась и попросту переписывали из других источников ( списывали). Летопись первоначальная суздальского извода, Лареньтьевская летопись имела заголовок «Эти повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть»<span>.</span>
После Смутного времени России требовалась стабильность, и практически все сословия общества были недовольны как правлением Годунова и Шуйского, так и периодом безвластия и польской оккупации. Поэтому первым Романовым - царю Михаилу и его отцу и соправителю патриарху Филарету - требовалось слышать народ и знать его требования, чтобы умиротворить общество и восстановить стабильность. Этой цели и служили Земские соборы, на которых царь выслушивал требования делегатов от сословий и составлял впечатление о ситуации в стране, чтобы знать, какие проблемы решать.
Земский Собор был всесословным представительским органом. В него входили делегации от практически всех сословий в государстве, исключая крепостных крестьян, в том числе: Боярская Дума от бояр, представители духовенства, дворянства, купцов и торговых людей и даже небольшое количество делегатов от свободных крестьян.
Порядок формирования Земского Собора регламенитирован не был, но общим правилом было то, что в него входили делегаты от трех сословий: боярства, духовенства ("освященного собора"), и "земских людей" (третьего сословия).
Земский Собор принимал целый ряд решений, как-то: утверждал новые кодексы законов (Соборные уложения), принимал новые налоги, утверждал объявление войны и подписание мира, в случае династических кризисов избирал царя.
СОЛОНА РЕФОРМЫ<span>экономич., социальные и политич. преобразования, проведенные Солоном в Афинах в 594/593 до н. э. в обстановке острой социальной борьбы между демосом и родовой знатью. Первая реформа - сисахфия (seisaxteia, букв. - стряхивание бремени, т. е. снятие долговых камней с зем. участков бедноты), означала отмену поземельной задолженности, освобождение из рабства должников на родине и выкуп проданных за границу, запрещение на будущее долгового рабства. Эта реформа, а также, по-видимому, установление зем. максимума способствовали развитию среднего и мелкого землевладения. Солоном были проведены также реформы, направленные на удовлетворение интересов и требований торг.-ремесл. слоев: унификация мер и весов; замена эгинской монетной системы эвбейской; запрещение вывоза из Афин хлеба и поощрение вывоза оливок и вина; закон, разрешающий сыну отказать в содержании отцу, не обучившему его в юности к.-л. ремеслу; разрешение создавать торг. сотоварищества. Среди С. р. видное место занимает закон о свободе завещаний, в силу к-рого стало возможно дробление родовых зем. владений и к-рый официально утвердил вошедший в жизнь полиса принцип частной собственности. Этот принцип лег и в основу реформы гос. строя - тимократической (т. е. основанной на имуществ. цензе) конституции Солона, согласно к-рой все граждане были разделены на 4 класса (или разряда) по количеству доходов с земли: пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты. Политич. права каждого класса отныне определялись размером его имущества. Число граждан было увеличено Солоном за счет метеков, навсегда переселившихся в Афины. Он усилил роль нар. собрания (экклесии), создал два новых демократич. органа: Совет 400 (буле) и гелиэю (суд присяжных). Однако аристократич. совет - ареопаг и коллегию архонтов сохранил, уменьшив и четко определив их полномочия. Для защиты нового гос. устройства Солон ввел два закона: наказание атимией за неучастие в политич. борьбе и обязанность граждан сообщать о покушениях на существующий гос. строй. Завершала этот цикл реформ политич. амнистия. Солоном были проведены также законы в области уголовного права (штрафы за сквернословие, смертная казнь за прелюбодеяние и т. д.). Значение С. р. заключается в том, что они способствовали ускорению ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, оформили гос. строй Афин как рабовладельч. полиса, заложили основы афин. демократии. Срок действия законов был определен законодателем в 100 лет, и высшие должностные лица дали клятву верности законам. Но т. к. реформами были недовольны и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение, и мелкие землевладельцы, и ремесленники, не получившие земли и тех политич. прав, к-рыми обладали граждане высших разрядов, то вскоре после принятия законов вновь разгорелась политич. борьба (см. Диакрии, Паралии, Педиэи). В сов. историографии (В. С. Сергеев, С. Я. Лурье, К. М. Колобова, Я. А. Ленцман, К. К. Зельин и др.) С. р. рассматриваются как важный этап в становлении рабовладельч. афин. полиса и отмечается ограниченный, незавершенный их характер.</span>