Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.
Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.
Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.
“Человек” для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Ноmо 8арiепs, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. “Превосходная должность — быть на земле человеком”, — говорится в рассказе “Рождение человека”. И для того чтобы именоваться Человеком, прежде всего нужно обладать гордостью и личной духовной свободой, которых так боятся и ненавидят Зевс, Иегова, Аллах, другие боги и божки различных религий и “великие вожди и учителя” — диктаторы всех мастей и времен. Все они известны у Горького под общим именем “черное чудовище власти”. Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом.
Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и “общепринятого”. Герои рассказа “Макар Чудра” Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны. Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и прежде всего для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.
Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью
В 1839 году М. Ю. Лермонтовым было написано стихотворение «Молитва». Можно сказать, что это стихотворение позднее, так как написано в 1839 году поэтом уже со сложимся мировоззрением.
«Одну молитву чудную твержу я наизусть» так звучат первые строки стихотворения. Именно в «Молитве» раскрывается душа поэта. В нём противопоставляются привычные автору, такие черты как грусть и подавленность с верой в высшие силы. В «Трудные минуты жизни», минуты слабости и душевных мук, поэт обращается с молитвой к Богу. Она словно спасательный мостик связывает его погруженного в свои земные душевные муки с Богом. Это его светлая надежда, состояние душевного просветления.
Во времена создания стихотворения, поэт был увлечён княгиней – Марией Щербаковой, которая велела поэту молиться, когда у него тоска. Из этого можно судить, что стихотворение посвящено именно ей.
Поэт говорит о силе молитвы, о власти слова : «Есть сила благодатная в созвучье слов живых.
Силы и душевное успокоение поэт получает благодаря мистической силе нехитрых слов молитвы, несмотря на свой скептицизм и разбитость: «С души как бремя скатится сомненье далеко – и верится, и плачется, и так легко, легко». Смиренье и покой наполняет его душу. Та неудовлетворенность окружающим миром, сомнения и мятежность души поэта благодаря молитве сменяются покоем и смирением, надеждой на светлое и доброе в жизни .
Также стихотворение завораживает своей музыкальностью. Около сорока композиторов воспели «молитву» и положили строки великого стихотворения на музыку.
<span>Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по влажным от таящего снега полям и лесам. Первые лучи солнца пригревают землю, освежая весенним дождем. Деревья и растения зацветают, наполняясь свежим ароматом весны</span>