Одним
из важнейших событий XIX
века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было
обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение
народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из
главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов.
В
1810-х годах в первом сословии России стали происходить вещи, немыслимые при
Екатерине II или Павле I. Люди все более стали
ценить друг друга не по чинам, званиям или капиталам, а по образу мыслей и по
родству душ. На смену картам, вину, танцам пришли книги, журналы, шахматы,
споры по социальным и политическим вопросам.
История
декабризма начинается с 1810-1811 гг., когда в гвардейских полках стали
возникать офицерские артели. В них не было еще ничего политического,
оппозиционного правительству, они противостояли, скорее, привычному образу
жизни и мышления
Декабристы
с полным основанием называли себя «детьми 1812-го года». Действительно, войны
с Наполеоном не только дали толчок росту самосознания общества, не только
заставили дворян осознать себя защитниками Отечества, показали им народ во
всей его патриотической силе, но и позволили сравнить условия и порядки жизни в
России и Европе, познакомили дворянскую молодежь с новейшими идеями века.
Идеология
декабризма была «верхним этажом» дворянского свободолюбия, протеста против
казенщины в мыслях, чувствах и поступках. Она базировалась на философии
Просвещения. Либерализм и революционность в ней были еще тесно переплетены.
Глава 1.
Формирование мировоззрения декабристов
.
Большое
влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал патриотический
подъем в Отечественной войне 1812г. Победа русского народа в войне
способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию
передовой общественной мысли в России. Именно война 1812г. глубоко и остро
поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах России, путях ее
развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как верили
декабристы, освободив свою страну от иноземного нашествия, рано или поздно
должен был найти в себе силы сбросить ярмо крепостного рабства.
Декабристы
постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главные цели
своей деятельности. Они формировали свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих
крепостных имений, которую с детства хорошо знали, в события Отечественной
войны 1812г., на полях которой они проливали кровь, защищая Родину от вторгшегося
Наполеона, в заграничных походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели
«войну народов и царей» против феодального угнетения.
Движение
декабристов проходило в русле общемирового революционного процесса, составляя
его органическую часть. «Нынешний век, - писал в своих показаниях П.И.Пестель,
- ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого
видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого
государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое
зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать,
везде умы клокотать…Вот причины, полагаю я, которые породили революционные
мысли и правила и укоренили оные в умах».[1]
Возрастал
интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений
западноевропейских и русских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и
новой истории. Они интересовались новыми книгами, передовыми иностранными
газетами и журналами. Идеи Западной Европы и Америки облегчили и ускорили
развитие русской освободительной идеологии
Рассказывая о Троицкой площади, невозможно избежать повторения слова "первый". Троицкая - это первая, а, следовательно, и старейшая площадь Петербурга. Она появилась перед Петропавловской крепостью в то время, когда строительство города на Неве только начиналось. Участки земли вокруг Троицкой площади спешили занять приближенные Петра Великого. Стали появляться первые роскошные дома. На самой площади и рядом с ней были построены первый гостиный двор, первая городская аптека и первая типография, был устроен первый городской рынок. Рядом с Троицкой площадью находился первый торговый порт Петербурга и таможня.
На площади возвышалась Свято-Троицкая церковь, давшая название площади, а впоследствии и мосту, переброшенному через Неву. Первый деревянный храм Санкт-Петербурга в честь Святой Троицы (дня основания города) , спроектированный Доменико Трезини, был заложен в 1703 году по личному указу Петра Великого. Строительные работы растянулись почти на десять лет, и торжественное освящение церкви состоялось в июле 1711 года. Вскоре Свято-Троицкому храму был присвоен статус главного кафедрального собора новой российской столицы. Именно в этом храме Пётр I принял титул российского императора. В 1750 году деревянный храм значительно пострадал от распространенной в то время напасти - пожара, и в 1756 году на его месте был возведен новый каменный храм. Впоследствии церковь неоднократно перестраивалась.
В первые десятилетия 18 века Троицкая площадь являлась административным, торговым и культурным центром Петербурга. Здесь располагались главные правительственные учреждения - Сенат, Синод и коллегии. Позже Петр I решил перенести центр новой столицы с хаотично застроенного Городского (сегодня - Петроградского) острова на еще необжитый Васильевский остров, который можно легко было превратить в столь дорогой Петру Амстердам.
С 1730-х годов Троицкая площадь постепенно утрачивала значение главной площади города. Центр политической, экономической и культурной жизни Санкт-Петербурга переместился на левый берег Невы и Васильевский остров. Тем не менее, в 18-первой половине 19 века Троицкая площадь - все еще в центре жизни города. На ней проходили важнейшие государственные церемонии, празднества, фейерверки, воинские парады, совершались публичные казни..
С 1918 года площадь стала называться площадью Коммунаров. В память о событиях 1905 года, о митингах и демонстрациях проходивших здесь в 1917 году, площадь в 1923 году переименовали в площадь Революции. В связи с этим в 1928 году Свято-Троицкий собор закрыли, а в 1930-м снесли. На площади Революции не было места храмам. Дом №1 был построен в 1929-1933 годах, дома №3 и 5 построены к 1956 году. Здание №3 в советское время занимал ЛенНИИпроект - институт по жилищно-гражданскому строительству. В этом институте создавались проекты планировки жилых массивов города, многих общественных зданий. В 1948 году по проекту Н. В. Баранова и О. И. Гурьева на площади был устроен сквер.
В 1991 году площади вернули историческое название. В 1990-е годы широко обсуждалась идея восстановления Свято-Троицкого собора. Однако по ряду причин собор строить не стали, а на углу площади в 2002-2003 годах построили небольшую часовню во имя Пресвятой Троицы.
<span />
<span>Полудержавным властелином"
А. С. Пушкин назвал </span>Александра Даниловича Меншикова
<span>И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
</span>
Реш. 1: В результате правления Ивана Грозного было создано постоянное стрелецкое войско, которое встало на постоянное вооружение страны. Оно просуществует впредь до Петра 1.
Дополнительное задание:
Биология: Що таке двобічна симетрія?
Реш. 1: Це коли тварину можно поділити на дві частини
Дополнительное задание:
Українська література: Що із життя однолітків вразило за творем Блакитна дитина
Реш. 1: Коли я побачив назву повісті Анатолія Дімарова «Блакитна дитина», тотрохи здивувався. Дійсно, хіба може дитина бути блакитного кольору?«Мабуть, фантастика», — подумалося мені. Але насправді виявилося, що цейтвір — чесна, відверта, щира, весела розповідь дорослої людини про своєдитинство. Коли син письменника приходить додому із двійкою чизауваженнями вчителя в щоденнику, то бабуся та мати, дорікаючи йому, зІ’виховною метою» розповідають, яким слухняним та розумним ріс батькохлопчика. Влакитна дитина — це ангел, якась ідеальна дитина, певно, якареально й не існує: «Блакитна дитина, викликана прямо з небес бабусею тамамою, пурхає над моєю головою, вимахуючи сніжно-білими крильцями, сяєрожевими щічками й докірливо дивиться на забілку повними всіх на світічеснот голубими очима».Проте батько-пі чомусь стає трохи ніяково, як і йогосинові-бешкетнику, у нього також палають вуха від сорому: «Адже коли боця блакитна дитина залетіла багато-багато років тому в наш п’ятий «Б»клас, вона не вирвалася б звідти живцем. А якщо й вирвалася б, то зобдертими крилами. І найбільше отого блакитного пір’я, звичайно ж,лишилося б у моїх жменях!»Розповідь починається з метафоричної притчі про чарівний містокпам’яті. Місточок провисав над безоднею, і по один бік жила людина, а подругий було все, що потрібно їй для життя. І жити б людині вічно, коли бмісточок не вужчав з кожним днем. Стурбована, щоразу набирала людинавсе більше припасів. Але чим важчою ставала її ноша, тим вужчим —місточок. Автор говорить, що він також стоїть над такою «прірвою», а потой бік — прожиті роки: «І доки не щез місточок моєї пам’яті, будуходити по ньому, хоча б він став такий вузенький, як лезо ножа». Аленевблаганний час віддаляє автора від нього ж самого, коли він бувхлопчаком… Отже, із теплотою Анатолій Дімаров перекидає місток іздорослого життя в дитинство, яке припало на важкі воєнні та післявоєнніроки. Переходить через місточок і знову опиняється в дитинстві — змолодою мамою, молодшим братом, друзями.Статків у родини не було. Мама — вчитель, зарплатня невелика, але вприміщенні є етажерка з книжками та зошитами. Толя любить читати,учитель математики навіть поставив йому двійку через те, що хлопецьчитав на уроці «Тараса Бульбу», уявляючи себе лицарем. Навесні хлопці,не зважаючи на небезпеку, катаються на кригах, майже всі літні канікулипроводять на річці — купаються, ловлять рибу та раків. Автор навітьвисловлює цікаву, на мій погляд, думку про те, що люди, які виросли наберегах таких чистих і веселих річок’, не можуть бути злими й похмурими.А ще діти катаються на конях, ганяють по лісу, роблять набіги на чужігороди та садки!Мене вразив епізод, коли Толя з приятелем Ваньком, вирішивши налякатидівчат, бере до рота жабеня. Але, злякавшись, завуча, випадково ковтаєжабку. Ночами хлопчик прислухався: чи не стрибає вона у нього в животі. Ісміх, і гріх, як то кажуть!З теплотою герой розповідає про своїх учителів: Павла Степановича,Віктора Михайловича, Галину Іванівну. Останнім двом хлопці-бешкетникинавіть допомогли одружитися: обкидали зіпсованими яйцями залицяльникавчительки, і та була змушена йти на виставу з Віктором Михайловичем.Через місяць вчителі побралися. Але з найбільшою любов’ю АнатолійДімаров згадує свою люблячу матір. Між дітьми та мамою склалисядовірливі, щирі стосунки. Вона, на відміну від односельців, ніколи нелає та не б’є своїх синів. Із гордістю Толя каже: «Моя мати найкраща всвіті!»Отже, Толя — не блакитна дитина, не янгол. Це звичайний хлопець, ушкільному житті якого було багато пригод — веселих і не дуже. Звісно, щоАнатолій Дімаров, пам’ятаючи, яким він вбув у віці свого сина, кращерозуміє власну дитину. Адже за розвагами та бешкетами він помічав ужитті важливі речі й цінував їх: уміння мріяти, товаришувати,відповідальність за молодших і слабших, прагнення до добра йсправедливості, тонке відчуття краси природи, почуття гумору.