1) Противники империи Карла Великого:
а) Саксония. Карл долгое время пытался подчинить племена саксов, начиная с 772 года. В Саксонии постоянно поднимались восстания против власти франков, но все таки она была включена в состав франкского королевства.
б)Италия. Карл помог папе римскому избежать давления лангобардов. С тех пор папа мог считаться вассалом франкского государства.
в) Государство арабов. Карл пытался ослабить халифат, так как не имел потенциала завоевать арабов. В 778 году осуществил набег на Пиренеи, в результате которого арьергард его войск был разбит.
г) Баварское герцогство, которое после непродолжительной войны с Карлом также входит в состав франкского королевства. Это основные направления внешней политики Карла Великого.
2)Противники Византийской империи:
а)Побережье Средиземноморья, где Юстиниан разгромил Вандальское королевство, ликвидировал Остготское королевство, завоевана Италия, часть Испании.
б)Балканское направление.
в)Восточное направление: главный противник - Иран, с которым Юстиниан воевал за побережье Черного моря.
г) Также борьба происходила и со славянами. Славяне разоряли некоторые территории, оказывали большое влияние на ослабленную византийскую общину.
Противники Арабского халифата:
а) Византия. Гарун подводил по приказу отца войска к Константинополю. Позднее заставил греков признать свое поражение.
б) Иран. В 808 году возглавил поход туда.
Однако с европейскими королевствами Гарун старпался поддерживать дружественные отношения, главным образом с Карлом Великим.
<span>От 11 в. в Киеве до нашего времени сохранился собор Св. Софии (1030– 1040-е гг.) – пятинефный
пятиапсидный 13-купольный храм, обнесённый внутренней
двухэтажной галереей (перестроен в 17 в. в духе «украинского барокко»).
Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее
строительство на Руси. Мастера, строившие
Киевскую Софию, участвовали в
строительстве Софийского собора в Новгороде (1045–1050). Новгородская
София проще и лаконичнее киевской: пятикупольный пятинефный храм с широкой
галереей. В убранстве собора отсутствовали мо заики, мраморная отделка стен и
шифер. Для строительства использован местный известняк. Во многом близок новгородскому
храму Софии Софийский собор в Полоцке (середина 11 в.). </span><span>На заре сложения владимиро-суздальской художественной
традиции, в 1150-е гг., здесь работали в основном галицкие мастера. Искусство
Владимирской земли достигло расцвета при князе
Андрее Юрьевиче Боголюбском. Сохранившийся памятник тех лет –
Золотые ворота во Владимире – две мощные
опоры с надвратной церковью Ризоположения (1164). Главная святыня
Владимира – Успенский собор (1158–61) – величественный шестистолпный
храм, сложенный из больших, плотно пригнанных друг к другу плит местного белого
известняка с забутовкой («бут» – щебень, строительные остатки, которыми
заполняли пространство между двумя плитами). Горизонтально по всему фасаду
собора проходит аркатурный пояс: лопатки, членящие фасад, украшены
полуколонками, такие же полуколонки на апсидах; перспективные порталы,
щелевидные окна. Прясла скупо украшены скульптурными рельефами. Все эти черты
стали типичными для архитектуры Владимирской земли. Как и в Чернигове, романские
черты проявились в основном в декоре, резьбе; а в конструкции, плане, решении объёмов сказались киевские традиции. Один
из самых поэтических древнерусских храмов – Покрова на Нерли (1165) –
одноглавый четырёхстолпный храм. В нём присутствуют все характерные черты
владимирского зодчества (щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурный
пояс по фасадам и карнизу апсид), но в отличие от Успенского собора он весь
устремлён ввысь, храм поражает гармонией форм, лёгкостью пропорций,
поэтичностью образа. В 1194–97 на центральном холме Владимира был возведён Дмитриевский собор – одноглавый,
трёхнефный, четырёхстолпный – собор той же ясной и чёткой конструкции, что
и церковь Покрова на Нерли. Но в отличие от последней собор внушителен и массивен, эпически торжествен. Особенностью
Дмитриевского собора является его резьба, которой сплошь украшена его верхняя
часть. Почти всё пространство заполнено растительным орнаментом, изображениями
зверей и «птищ», сказочными и бытовыми мотивами. Манера изображения чисто
русская, плоскостная, в некоторых случаях идущая от навыков деревянной резьбы.
Расположение рельефов «строчное», как в народном искусстве. Одной из последних
построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230–34),
сверху донизу покрытый резьбой. О
монументальной живописи этой школы можно судить по сохранившимся
фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора (кон. 12 в.). Большая по
размерам икона «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» – произведение,
по праздничному колориту перекликающееся с Орантой Киевской Софии. Однако суть
образа не в предстоянии Богоматери Христу, а в её обращении к молящимся,
поэтому её мафорий напоминает покров. Типичный храм Новгородской и Псковской
земель – небольшая, кубической формы,
одноглавая церковь с одной или тремя
апсидами, из <span>которых две боковые
бывают понижены (церковь Спаса на Нередице, 1198).</span></span>
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII векаСтиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение
Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко» , обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье» , сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили) , «петровское барокко» первой четверти XVIII в. , «зрелое русское барокко» елизаветинского времени
<span>Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов </span>