Крепостные крестьяне - явление российской истории, по соборному уложению 1649 г. они были навечно закреплены за своими землевладельцами (отменен Юрьев день и т.п.)
Тем не менее, крепостное право в Европе было: его вводили и отменяли.. Личная зависимость крестьян от сеньоров существовала с раннего средневековья, хотя многие землепашцы еще сохраняли свободу. В некоторых странах зависимые крестьяне назывались сервами, то есть рабами, и для этого были все основания. Власть землевладельца над сервами была абсолютной: часто крестьянин не мог жениться без разрешения хозяина. Сервы обрабатывали господскую землю, платили оброк и исполняли множество разных повинностей, начиная с работ по ремонту хозяйских построек и заканчивая военной службой под знаменами сеньора.
Часто отмена крепостного права была связана с эпидемиями чумы. В XVI веке самым радикальным путем пошла Англия. На континенте вырос спрос на шерсть, и английские землевладельцы начали активно сгонять крестьян со своих земель, чтобы превратить пашни в овечьи пастбища. По меткому замечанию Томаса Мора, «овцы съели людей», и крестьяне, оставшиеся без наделов, постепенно превратились в батраков, бродяг или сами брали землю в аренду и становились зажиточными фермерами. Торговля шерстью приносила английским дворянам немалый доход, но производство зерна в стране резко сократилось. Теперь англичане были вынуждены импортировать хлеб, и с каждым годом его приходилось ввозить все больше.
Значительное усиление самодержавной власти царя.
Сокращение влияния бояр на дела государственные.
Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.
В XVII ст. уменьшилась экономическая разобщенность отдельных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и других отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства.Также Петр I стал проводить политику, направленную на подъем экономики.
Гильдия, граф, ересь, каганат, лорд, инквизиция, оброк, ратуша, сословие, рыцари, епископ, уния, феодализм, церковный собор, феодалы, ярмарка, драккар, викинги, крестоносцы
Садуакасов (Садвакасов) Смагул
(1900 – 1933)
Садуакасов (Садвакасов) Смагул родился в ауле Жаркын Акжарского района Северо-Казахстанской области (ранее - Ленинского района Кокшетауской области). Умер в 1933 г. в Москве. Государственный и общественный деятель, писатель, публицист.
Окончил Омское среднее сельскохозяйственное училище (1918), Московский институт инженеров транспорта (1932). Трудовую деятельность начал учителем школы в ауле Сикырлы (1915) ныне Акжарского района Северо-Казахстанской области. В 1918-1919 гг. – инструктор в Союзе западно-сибирских кооператоров, в 1920 – редактор газеты «Кедей дауысы» (Омск). В 1920-1921 гг. – секретарь Казахского областного комитета РКСМ в Оренбурге, редактор газеты «Еңбекші жастар». В 1921-1928 гг. – секретарь КазЦИКа, полномочный представитель КАССР при ТурЦИКе, председатель Госплановой комиссии КазАССР, ответственный редактор краевой газеты «Еңбекші қазақ» (ныне – «Егемен Қазақстан»). В 1925-1927 гг. – нарком просвещения КАССР. В 1928 г. – ректор Казахского педагогического института в Ташкенте (ныне АГУ им. Абая). В 1931 г. – заместитель начальника строительного участка на строительстве железной дороги Москва - Донбасс. В 1920-х годах Садуакасов последовательно отстаивал идею государственности и территориальной целостности Казахстана, выступал против голощекинского геноцида казахского народа, насильственной коллективизации, превращения Казахстана в сырьевой придаток Центра, за что подвергался гонениям и преследованиям. Яркое и убедительное выступление Садуакасова на XIV съезде ВКП(б) вызвало всесоюзную дискуссию.
Автор книг на казахском языке «Новый путь молодежи» (1921), «О национальном театре» (1926), «О проблемах просвещения в Казахстане» (1927) и других многочисленных научных и публицистических работ о политике, сельском хозяйстве, культуре, литературе, искусстве, истории.
Смагул Садуакасов написал предисловие к переводу Твердина «Козы Корпеш и Баян Сулу», а также к переводам на русский язык произведений Ж. Аймауытова, М. Ауэзова, Б. Майлина. Автор неоконченного романа «Сәрсенбек», а также повестей и рассказов «Салмақбай, Сағындық» (1923), «Күміс қоңырау» («Серебряный колокольчик», 1927) и др.