Людвиг Ван Бетховен (1770-1827)
Краткая биография
Известный немецкий композитор, пианист и дирижёр Бетховен родился в
декабре 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье.
В 1785 году, когда Бетховену исполнилось 15 лет, он был
назначен на должность органиста курфюрстской капеллы.
Для
того, чтобы брать уроки у Гайдна, композитор в 1792 году переезжает в Вену. А в
1794 году, после отъезда Гайдна в Англию, учителями Бетховена стали А. Сальери и
И. Г. Альбрехтсбергера.
В
1809 году эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц предложили
композитору остаться работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно проживал в этом городе, где умер в 26 марта 1827 года.
Музыкальные
произведения
Произведения Бетховена отличаются от
классической игры клавесинистов. Первые свои клавирные сонаты он написал в 1782 году.
<span>Наиболее
значительные сочинения, созданные Бетховеном - это фортепианные сонаты № 8
("Патетическая соната") и № 14 ("Лунная соната"), балет "Творения Прометея" (1801г.), оратория "Христос на Елеонской горе" (1802—
1803 гг.), "Крейцерова соната" для скрипки и фортепиано (1803 г.), "Героическая
симфония" (1804 г.), опера "Фиделио" (1805 году поставлена в Вене), 5 концертов
для фортепиано с оркестром.</span>
В
1808 году Бетховен дал свой последний концерт, а в 1814 году стал абсолютно
глухим. Несмотря на это, композитор продолжал писать музыку. В последние годы
жизни Бетховен создал 5 фортепианных сонат из 32, 5 струнных квартетов, Симфония №9 Ре минор ("Хоральная симфония", в 1824 году состоялось её публичное
исполнение).
Самыми значительными в наследии Бетховена считаются инструментальные произведения:
фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано и
скрипки, увертюры, квартеты и симфонии.
<span>Дудук
</span>Народное музыкальное творчество - это симбиоз уникального вокала, аутентичной стилистики движений, и конечно, невероятных по красоте звуков музыкальных инструментов. А когда речь идет о зажигательных или лирических танцах Кавказа, его невероятно нежных романтических и проникновенных ритуальных мелодиях, сразу вспоминается дудук<span> – инструмент, обладающий невероятной силой выражения чувств, мыслей, эмоций.</span>
Первое чудо
«Внимание! - говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, - «Во саду ли, в огороде».
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
Второе чудо
«Внимание! - снова говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.
Третье чудо
«Внимание! - снова говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.