Сарматское военное искусство для своего времени находилось на высоком уровне развития. Сарматскую стратегию и тактику, новейшие образцы вооружения перенимают скифы, боспорцы, и даже римляне. В процессе восточной экспансии с кочевыми племенами столкнулись сначала греческие, а затем и римские колонисты. Греческие авторы уделяли больше внимания обычаям и истории варваров. Военное дело их интересовало в меньшей степени, так как их отношения с местным населением носил, скорее всего, мирный характер.
Искусство войны сарматов по большей части осветили римские историки. В описаниях Сарматии прослеживается много традиционных и легендарных моментов. Так, например, большинство авторов I—II вв. н. э. по традиции именует сарматов скифами или савроматами. До I в. до н. э. нет прямых сведений о военном деле сарматов, но так как время первого активного выступления кочевников на исторической арене выпадает на IV—III вв. до н. э., то следует рассмотреть документы, косвенно повествующие о различных сферах военного дела сарматов.
Античный запад
- политическая борьба
- сепаратисты (Галльская империя, Пальмирское царство)
- христианство
- варвары в армии (арабы, скифы, иберы, батавы, геманцы и прочие)
- рабство сменилось зависимостью крестьянина (колоната)
- прекращение олимпийских игр и гладиаторских боев
- христианизация варваров
- церковь борется с государством за власть
Древний Восток
- общество делится на классы: 1 – используют рабов; 2- занимаются производством; 3 – рабы
- несколько видов рабства: патриархальное (как младшие члены общины) и социальное (бесправны)
- жрецы при царе
- обожествление царя
- религия – ислам и имеет очень важное значение для общества
- ном – маленькое государство и имело своих богов
Главные отличия заключаются только в религии, в остальном общества очень похожи.
Результатом неолитической революции стал переход от присваивающего к производящему хозяйству. Но преимущества этого перехода не всегда однозначны по сравнению с предшествующим хозяйственным укладом охотников-собирателей.
Естественной реакцией примитивных племен, занимающихся охотой и собирательством, на сокращение «кормовой базы» является поиск новых мест, а не новых способов деятельности, что подтверждается многочисленными этнографическими исследованиями. Например, охотничьи племена Огненной Земли разыскивают скопления моллюсковили выброшенного на берег кита. Обнаружив, останавливаются и живут до тех пор, пока есть пища. К земледелию они не переходят. То же касается и бушменов Калахари, которые тысячелетиями придерживаются традиционного образа жизни, и только менее столетия назад были вынуждены освоить животноводство в связи с обеднением экосистемы.