Грицько - сирота, жвавий, моторний, непосидючий, гарячковитий, має зіркі очі, знає татарську мову, пасе панську і селянську худобу, лише його любить і слухає страшний бугай Петрик.
Санько - єдиний син у матері, яка його дуже любить і опікає, мрійливий, спокійний, розважливий, визнає першість Грицика, має талант характерника,уміє подумки віддавати накази і навіювати прохання.
-Вірні друзі, ровесники, їм по 12 років, живуть у Воронівці. Сміливі, спостережливі, кмітливі, відчайдушні: володіють шаблею(дерев’яною),гарно на коні тримаються, у майбутньому стануть побратимами
Пьесу А. Н. Островского "Гроза" можно поставить в современной интерпретации, потому что каждая эпоха даёт свои ответы на извечные вопросы человеческого бытия.
В качестве примера можно рассмотреть спектакль «Гроза» в театре «Современник» .
Постановка Нины Чусовой превращает пьесу Островского в социальный фарс и эротическую драму женщин.
Степень искаженности жизни на сцене гиперболизирует и без того грубый современный быт. Все «мужики» пьют, включая Кулигина, и дерутся остервенело по любому поводу. Никаких условий имущественного и нравственного подчинения, столь важных для конфликтов пьесы Островского, нет: Катерина (Ч. Хаматова) милуется с Кабанихой (Е. Яковлева) , Борис вступает в кулачный бой с Диким. Лишь Кулигин, пародирующий современного интеллигента, подобострастно пристает к Дикому, вымаливая по десятке рубли, чтобы пропить их тут же. Цитаты из Ломоносова и Державина служат ему прикрытием глупости и неуместным по ходу действия напоминанием о собственной учености. Тихон — жалкий в своем пьянстве и распутстве, жмется к Кабанихе, которая удовлетворяет свои женские страсти материнством. Она истерична и окружена стаей девок, которые исполняют ее капризы. Среди них и Катерина, припадающая к ногам «матушки» и целующая ее руки «в минуту жизни трудную» . Конфликт между ними развивается лишь из зависти: Кабаниха не может простить Катерине ни привязанности к ней Тихона, ни ее запретного счастья с Борисом, на которое она не решается, даже когда Дикой пристает к ней. Страдающая от женского одиночества Кабаниха в финале поднимается до того, что произносит с Катериной последний монолог, поделенный режиссером между двумя тоскующими по свободе и счастью героинями, и повторяет слова невестки: «Отчего люди не летают? »
Катерина в искусном исполнении Ч. Хаматовой и внешне, и внутренне больше похожа на Кармен Мериме, чем на застенчивую и дерзкую героиню Островского. Она переполнена жаждой любви, может быть, потому, что у нее с Тихоном нет детей, о чем очень выразительно говорит Кабаниха. Это сексуальное томление делает Катерину готовой на нежность к любому человеку, мужчина он или женщина, готовой плавиться, как Снегурочка, в объятиях Бориса и остервенело орать на него и на Тихона. Любовь к Борису для такой Катерины никак не грех. Поэтому нет в пьесе грозы, барыни, покаяния, а введен фрагмент из «Снегурочки» , где звучит последнее благодарение гибнущей от жара любви дочери Мороза: «О мать Весна! Благодарю тебя за радость, благодарю тебя за светлый дар любви... » Но ни чистоты таяния, ни чистоты пушкинского мотива благодарения, оказывающегося катарсисом «Снегурочки» Островского, в Катерине, сыгранной Чулпан Хаматовой, нет, хотя в сценах любви к Борису она поднимается до поэтического самозабвения.
Финал пьесы резок и груб. Вырваться из жизни, где нет ни Волги, ни звезд, ни глубоких чувств, ни религии, можно лишь взлезая в небо по лестнице самоубийства. Эту пьесу, сыгранную в «Современнике» , надо было бы назвать не «Гроза» , а «На дне» , столь гадок в ней мир, столь ничтожны люди, которые даже в счастье принадлежат инстинктам, а не чувствам. Прелестные голуби заперты в клетку, где сливаются в экстазе любви Борис и Катерина, но есть и другая клеть: стальные конструкции сковали сцену, и нет в этом мире ни природы, ни благородства сердца.
Право режиссера на свободу трактовки неоспоримо. Н. Чусова, вероятно, хотела дать на материале «Грозы» Островского портрет современного общества. Однако «чернуха» не исчерпывает сложного содержания современного мира, и копиистика, грубый натурализм не являются смыслом искусства. Нагнетание негатива способно удушить и без того робкие ростки веры в жизнь, которая так свойственна русской культуре. Разумеется, замалчивание не лечит язв, но нужны горькие лекарства.
<span>«Современник» , как всегда, будит духовную энергию в зрителе, призывает к размышлениям.</span>
Волшебный край
Однажды летним вечером я и моя родная тётя Наташа сидели на веранде дачного домика и любовались закатом солнца. Эту картину хочется наблюдать бесконечно. Сонное, усталое солнышко лениво клонится к горизонту, озаряя небо последними остатками своего света. Его красно-оранжевые лучи изображают на облаках причудливые рисунки. Это зрелище очень красиво, завораживает. Когда я смотрю на закат, то мечтаю, фантазирую. Хочется подняться высоко-высоко и оказаться в сказочной стране, где происходят необычные приключения.
Наташа тоже молчала и думала о своём. И вдруг она спросила:
- А ты когда-нибудь держала в руках звёзды?
Я удивилась:
- Разве это возможно?
Тётушка улыбнулась и ответила:
- Да, есть такие уголки на земле, где происходят чудеса. Хочешь, я тебе расскажу об одном удивительном месте, где мне посчастливилось побывать?
- Конечно! – обрадовалась я, зная, что Наташа – великолепная рассказчица.
- Далеко-далеко отсюда есть волшебный край, где небо низко, а земля высоко. И называется он – Памир. Там всё не так, как здесь: облака можно трогать руками, снег и жара не мешают друг другу, а вода неистово бьётся и стремительно несётся вниз. Вот только представь: ты находишься на высоте чуть более четырёх тысяч метров. Вокруг тебя виднеются торчащие из облаков ледяные кончики горных вершин. Тишина. Внизу, далеко в долине, журчит узенькая речушка, а под твоими ногами снег, белый и чистый. Но солнечные лучи не дают замёрзнуть. Безмолвная таинственность, ослепительный свет солнца на тёмно-тёмно синем небе создают совершенно неземную атмосферу. И ты начинаешь ощущать как бы оторванность от всего живого, которое осталось где-то далеко внизу. Это – крыша Мира. Твоя душа, словно проснувшись, по-другому смотрит на мир, ты начинаешь видеть всё в новых красках, чувствовать запахи, ощущать движение воздуха… И вот провожаешь солнце, опускающееся за пик горной вершины, которое оставляет в сиреневых облаках нежно-золотую корону. Ещё один миг, а вокруг тебя – чёрный бархат. Нет, кажется, что тебя укрыли плюшевым, мягким пледом, на котором вышит узор из живых, ярких, разноцветных звёзд. Звёзды рядом, они пульсируют. Ты вдыхаешь воздух, и у тебя возникает ощущение полёта, как во сне. А человек, который однажды расправил крылья, уже никогда не сможет забыть это пьянящее чувство Свободы. И ради этого стоит жить! Ты чувствуешь себя другим, счастливым человеком, и появляется желание вернуться сюда ещё и ещё раз.
Последняя фраза Наташи прозвучала совсем тихо, и я почувствовала, что она тоскует по тем необыкновенным, незабываем местам где-то далеко и высоко в красивой, чарующей горной стране с названием Памир. Её рассказ не мог оставить меня равнодушной. Меня привлекает и манит романтика гор и величие горных пейзажей. Я понимаю, что поход в горы – это ещё и тяжёлый труд. Но горный туризм – это испытание на прочность себя в этом мире, это удовольствие оттого, что ты смогла, прошла, покорила вершину, это общение с интересными людьми, но главное – это возможность сблизиться с природой!