<span>Резиденцией султанов с середины XV в. вплоть до крушения Османской империи был Стамбул — центр всей системы управления государством, средоточие высших органов власти. Французский исследователь истории османской столицы Робер Мантран с полным основанием видит в этом городе воплощение всей специфики государства османов. «Несмотря на многообразие территорий и народов, находившихся под властью султана, — пишет он, — на протяжении всей своей истории османская столица, Стамбул, была воплощением империи вначале благодаря космополитической природе своего населения, где, однако, турецкий элемент был главенствующим и преобладающим, а затем благодаря тому, что она представляла собой синтез этой империи в виде ее административного и военного, экономического и культурного центра».</span>
После смерти Великого князя московского Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533 гг.), который продолжил политику своего знаменитого отца. Основное, что характеризует политическую историю России этого периода – это укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного государственного аппарата. Именно при Великом князе Московском Василии III тенденция укрепления самодержавной власти окончательно победила.
Согласно воззрениям Иосифа Волоцкого, Василий III прежде всего самодержавный царь, который только по своему «естеству» напоминает других людей, поскольку властью он подобен самому богу. В договоре 1514 г. с Москвой император Священной Римской империи Максимилиан I именовал Василия III императором. Его посол, Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 г. отмечал необычайно высокое положение московского государя. Не случайно, именно в этот период была сформулирована знаменитая теория «Москва – третий Рим». Согласно которой Москва объявлялась преемницей Рима и Константинополя («два Рима») и только ей отныне принадлежала честь быть защитницей истинного православия. Василий III к боярству относился недоверчиво и холодно, при нем резко сузился круг лиц, которые принимали участие в принятии политических решений, что дало основания одному из бояр обвинить государя, что тот «сам третей у постели дела решает».
Это высказывание стоило ему головы. Узурпировав власть вопреки воле боярской думы, 22 Василий III на всю жизнь сохранил недоверие к могущественной московской аристократии. В этот период был предпринят ряд мер по ограничению политических привилегий княжат и бояр. Их роль, которую они играли при Иване III, еще более снизилась. В противовес им Василий III выдвигал людей незнатных, происхождением из дворян и «детей» боярских. При Василии III окончательно завершилось формирование поместной системы, возрастала роль дворянства. После заключения второго брака с Еленой Глинской у Василия III в 1530 г. родился сын, будущий русский царь Иван IV. В период правления Василия III было совершено несколько походов на Казань, но все они окончились неудачей. При Василии III в состав московского государства вошли Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), земли рязанского княжества (1521 г.).
<span>17 век был очень бурным в Европе и России. Война между Речью Посполитой, самым мощным в Европе государством и Россией, едва оправившейся от Великой смуты. Первое сословие и там и здесь - это вельможные паны, магнаты, ближние бояре. Везде всевластие и спесь, остатки наследия вотчинного феодализма в централизованных государствах Однако в Западной Европе уже почти везде не существовало крепостного права, тогда как в России и Речи Посполитой еще холопство было на положении полных рабов. Хозяин мог безнаказанно убить своего холопа и не нес никакой отвественности ни перед кем. Так же положение крестьянства в форме арендаторов на западе было намного легче, чем у подневольного крепостного.</span>
Ответ:
1. В
2. A
3. В
4. В
5. Б
6. Б
7. Г
8. В
9. А
10. А
11: Особенностью Франции было то, что католицизм приобрёл в ней характер национальной религии. Французская церковь, получившая от древнего имени страны название галликанской, ко времени начала Реформации была уже во многом независимой от Рима. Католицизм опирался во Франции на глубокие национальные традиции и был глубоко укоренён в народном менталитете. Этим объясняется столь ожесточённый и упорный характер борьбы, которая развернулась во Франции по вопросам веры. Религиозное соперничество сочеталось с борьбой за сохранение единого государства, в которой гугеноты выступали разрушительной силой. Религиозный конфликт был также неотделим от борьбы за власть между соперничавшими аристократическими группировками, в которой наряду с «гугенотами религиозными» действовали «гугеноты политические».