Появление литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и
нравственное самосознание.
Первые исторические произведения позволяют народу осознать себя в историческом
процессе, задуматься над своей ролью в мировой истории, понять корни событий
современности и свою ответственность перед будущим.
Первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические, уточняют
социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности
каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к
другим народам.
Законен вопрос: могла ли роль литературы быть столь значительной при крайней
нераспространенности самой грамотности? Ответ на этот вопрос не может быть однозначен
и прост.
Во-первых, число грамотного населения во всех слоях общества в XI-XVII вв. вовсе
не было столь малым, как это представлялось в XIX в.
Открытие берестяных грамот отчетливо продемонстрировало наличие грамотных
крестьян, грамотных ремесленников, не говоря уже о грамотных купцах и боярах. Что
духовенство было в основном грамотным, сомневаться не приходится. Степень грамотности
населения зависит от уровня его благосостояния. Рост закрепощения крестьян вел к падению
грамотности. Поэтому в XVI в. число грамотных могло быть меньше, чем в XIV и XV вв. На
эту возможность указывают многие признаки. Во-вторых, влияние литературы сказывалось
не только в грамотных слоях населения. Было распространено чтение вслух. На это
указывают и некоторые монастырские обычаи, и самый текст древнерусских произведений,
рассчитанный на устное воспроизведение. Если учесть, что наиболее грамотные люди
обладали и наибольшим общественным авторитетом, то ясно, что влияние литературы на
общественную жизнь народа было далеко не малым. Множество фактов, крупных и мелких,
подтверждает это влияние. Вот почему князья и цари сами берутся за перо или
поддерживают книжников, летописцев, переписчиков, побуждают к написанию
произведений и их распространению. Вспомним Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и
его сына Мстислава Великого, Ивана Грозного или царя Алексея Михайловича.
Литература стала частью русской истории — и частью чрезвычайно важной.
Какое же значение имеет древняя литература для нас? Понятно, что мы должны
учитывать ее роль в прошлом, но зачем нам ее изучать сейчас? Актуальна ли литература
Древней Руси?
Да, актуальна — и еще как! Памятники культуры и истории, охране которых уделяют
сейчас такое внимание наша Партия и Правительство, будут молчать без памятников
письменности, и прежде всего без памятников литературы, которая в Древней Руси была в
Натуральное хозяйство – это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление.
натуральное:
то что вырастили для себя , то и едят
Римскую республику, строго говоря, не называли полисом, так как это слово греческое, но по устройству она была во многом схожа с греческими полисами. И та, и другие были городами-государствами с республиканским устройством, демократической формой правления и рабовладельческим строем. И там, и там правом голоса обладали не все жители города-государства.
Управление Римом в эпоху республики осуществляла система, состоявшая из консулов и Сената. В особо тяжелые времена могла вручаться единоличная власть так называемому диктатору, который после завершения чрезвычайного положения должен был ее сдать. Известен диктатор Цинциннат, который прославился своей честностью и отрекся от власти сразу после окончания войны; затем его снова призвали в диктаторы во время восстания рабов, и опять он вернул власть республике после того, как с восстанием было покончено. Имя Цинцинната стало символом приверженности демократическим ценностям. Другой диктатор, Цезарь, напротив, не вернул власть, и его заподозрили, что он хочет стать царём; за это его и убил Марк Юний Брут.
Эпоха царства в Риме осталась у римлян в дурной памяти, так как последний царь Тарквиний Гордый получил недобрую славу тирана; предыдущий царь, Сервий Туллий, под конец своего правления также потерял поддержку патрициата (хотя плебеи уважали Туллия). Поэтому в Риме времён Республики презирали власть царей и не хотели её возвращения.
Было решено создать общее казахское ополчение во главе с видным народным батыром Богенбаем.
Ответ:
В конце XV века, во время правления Ивана III Васильевича(22 января 1440 —27 октября 1505) происходит объединение значительных территорий русских земель вокруг Москвы, что послужило важнейшим этапом в образовании единого Российского государства. Именно Иван III окончательно ликвидирует зависимость от Золотой Орды и присоединяет ярославские, псковские, тверские, новгородские и пермские земли.
Собственно после освобождения от Золотой Орды и появляется впервые великокняжеская печать Ивана III, как символ, олицетворяющий верховную власть и самодержавие.
В «Истории государства Российского» Карамзин отметил, что символика герба российского берет свое начало от печати 1497 года.